» » ХОРЕОГРАФЫ ВСЕГО ДАГЕСТАНА, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!
Информация к новости
  • Просмотров: 1704
  • Добавлено: 21-06-2015, 21:55
21-06-2015, 21:55

ХОРЕОГРАФЫ ВСЕГО ДАГЕСТАНА, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

Категория: Культура, Интервью, №5 май 2015

ХОРЕОГРАФЫ ВСЕГО ДАГЕСТАНА, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!Союз хореографов Дагестана функционирует с 2000 года. Это единственное объединение подобного рода в России. В апреле этого года при поддержке Министерства культуры республики состоялся расширенный съезд Союза с приглашением руководителей танцевальных коллективов, хореографов-педагогов, балетмейстеров, артистов балета, ветеранов ансамблей. Разговор получился долгим, эмоциональным, но конструктивным. По сути, именно на этом съезде произошло второе рождение организации, считает президент Союза хореографов Марьям Казимова.

– Как сообщили в пресс-службе министерства культуры, в работе Союза хореографов «в настоящее время отсутствует слаженность, и этот факт не может не вызывать обеспокоенности». Как я понимаю, это и послужило причиной созыва съезда. Стоило ли реанимировать Союз?

– Безусловно, стоило! Да, у нас накопилось немало проблем – как организационных, так и рабочих. Это естественно, жизнь с 2000 года, когда мы создавались, тоже сильно изменилась. Но проблемы нужно решать, нужно договариваться. Я рада, что Министерство культуры республики озаботилось этим вопросом, причем, подойдя к нему очень деликатно.

– Я 15 лет пишу о культуре и искусстве Дагестана, но никогда даже не слышала о вашей организации. Зато о многочисленных скандалах, когда руководители крупных ансамблей переманивают танцовщиков или запрещают своим солистам участвовать в конкурсах и выступлениях, организованных «конкурентами», и прочих разногласиях внутри вашего профессионального сообщества известно широко. Что такого должно произойти или произошло, чтобы эти же люди вдруг объединились в один Союз?

– Поймите, что разногласия есть всегда, в любом сообществе. Это личные отношения отдельных людей, которые они выстраивают согласно своим собственным убеждениям. Никого «мирить», если вы это имели в виду, мы не собираемся. Союз хореографов – добровольное объединение профессионалов-единомышленников, созданное, чтобы решать именно профессиональные задачи. Никого вступать в наши ряды насильно мы не тянем: в 2013 году у нас было 75 членов, сейчас 30.

– Почему хореографы не могут решать свои проблемы, используя потенциал уже имеющихся творческих союзов, Союза театральных деятелей, например?

– Потому что у них другие цели и задачи. Далеко не все хореографы имеют отношение к театру, даже к сценической деятельности в широком смысле этого понятия. Большинство – педагоги детских школ искусств. И именно они, особенно молодые специалисты в сельской местности, нуждаются в нашей профессиональной помощи. Я сама работаю в этой сфере и знаю, о чем говорю (Марьям Казимова по образованию – артистка балета, выпускница Ленинградского хореографического училища им. Вагановой (ныне – Академия русского балета им. А. Я. Вагановой), более 20 лет преподавала в Дагестанском колледже культуры и искусства им. Барият Мурадовой, последние годы – зав. отделением хореографии Детской школы искусств №2 г. Махачкалы. – Прим. ред.). Крупные ансамбли выживут в любом случае, у них и возможности другие. Методическая помощь педагогам ДШИ, мастер-классы для них – это та работа, которую Союз хореографов ведет постоянно.

– Сейчас много частных танцевальных студий, их педагоги – тоже ваш контингент?

– С частными студиями очень сложно. С одной стороны, мы должны содействовать профессиональной творческой деятельности дагестанских хореографов – так прописано в нашем Уставе. То есть любительская, самодеятельная хореография – не наша сфера. Но, с другой стороны, в таких студиях часто работает не пойми кто; а если это детская студия, то речь идет о здоровье детей – порой люди, ничего не знающие об особенностях развития детского организма, смело берутся за балет! Сама видела объявление: «Открыт набор девочек 3-6 лет в балетную студию…» Это же ужас! Какой балет в этом возрасте, это ж инвалидами можно детей сделать?! Будучи сообществом профессионалов, мы должны пресекать подобные вещи, бросающие тень на репутацию всех хореографов, вести просветительскую и разъяснительную работу с людьми, выступать в прессе. И здесь мы, опять же, согласно Уставу, открыты для сотрудничества, готовы помогать самодеятельным коллективам в том числе. Сохранение исторической преемственности народной исполнительской культуры на современном этапе, как основы многонационального творчества, наряду с популяризацией лучших образцов творчества мастеров дагестанской хореографии – цели Союза хореографов.

– Вам не кажется, что хореография в Дагестане как-то слишком замкнута на самой себе, что ли. Я не имею в виду фольклорные коллективы – они по определению ничем иным заниматься не могут, хотя о качестве этих танцев мы уже говорили, и балетную труппу Дагестанского театра оперы и балета – это настоящая творческая лаборатория и экспериментальная площадка, открытая всем направлениям от классики до модерна. Но остальное – сплошь национальная хореография, в большинстве случаев скатывающаяся до непонятного явления под названием «свадебная лезгинка».

– В учебной программе для школ искусств вообще нет понятия «национальный танец», есть «бальный», «историко-бытовой» и – внимание! – «народно-сценический».

– Тогда почему мы, зрители, всего этого не видим?

– Потому что педагоги не работают. Хотя всех под одну гребенку подводить не стоит. В нашей школе искусств уже 10 лет существует ансамбль «Дети Кавказа». В его репертуаре – 70 (!) танцев: грузинский, молдавский, осетинский, какой угодно, помимо собственно дагестанских, ни один из которых не напоминает пресловутую «свадебную лезгинку». В Хасавюрте есть прекрасный детско-юношеский ансамбль «Хасавюрт», имеющий в своем багаже не один десяток замечательных и, что важно, оригинальных постановок. В Хасавюрте, кстати, успешно работал и, я надеюсь, будет работать филиал Союза хореографов. Так же, как в Кизляре и Бабаюрте. Сейчас мы хотим создать представительства во всех городах и хотя бы нескольких районах. Подчеркну, создать не на бумаге, а на деле! Для плодотворной работы, для обмена опытом нам очень не хватает творческих конкурсов. Очень бы хотелось возродить конкурс лезгинки им. Патимат Омаровой, который проходил в начале 2000-х.

– О-о-о, я помню, это был потрясающий конкурс! Детище мецената Омара Омарова. Мы тогда увидели народный танец в его почти первозданной красоте. А какие мастера приезжали в Махачкалу со всего Кавказа и даже из-за рубежа – лучшие из лучших! Но опять скандалы, интриги – и прекрасное начинание сошло на нет.

– Прошло достаточно времени, чтобы забыть о тех разногласиях и начать все сначала, как здравомыслящие люди.

– Омар Омаров в курсе этих планов Союза?

– Омар Муртузалиевич – председатель правления Союза хореографов Дагестана, мы не теряем с ним связи. Предвижу следующий вопрос и потому разъясняю: да, он не хореограф и не танцовщик, но мы общественная организация, участвовать в деятельности которой, как прописано в Уставе, могут иные лица.

– Если я, скажем, художник, занимающийся костюмами для танцевальных постановок, балетный критик, журналист, пишущий о танце и танцовщиках, и хочу участвовать в ваших мероприятиях – у меня есть такая возможность? Или я просто спонсор и хочу оплатить поездку детского ансамбля?

– Вот как раз таких спонсоров нам особенно не хватает!

– На какие средства работает Союз? Судя по отчету, вы оказываете материальную помощь нуждающимся ветеранам ансамблей, да и по др. статьям расходов хватает. Премию вот за особые достижения в области хореографического искусства хотите учредить…

– На обязательные членские взносы и добровольные пожертвования. Министерство культуры республики нас очень поддерживает по возможности. Лучшие специалисты в области хореографии по нашей рекомендации получали стипендии минкультуры, награждались почетными грамотами и именными часами. Нами разработаны и утверждены положения о званиях «Заслуженный хореограф РД», «Почетный хореограф РД». Союз также может выдвигать своих членов на соискание Госпремии, представлять к присвоению почетных званий и иных форм поощрения.


Автор: ВЛАДА БЕСАРАБ

Оценить статью

Метки к статье: Дагестан, Дагестанцы, Журнал Дагестан, Влада Бесараб

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^