» » ПРЕДАННЫЙ ИДЕАЛАМ МАРКСИЗМА
Информация к новости
  • Просмотров: 821
  • Добавлено: 10-09-2015, 18:27
10-09-2015, 18:27

ПРЕДАННЫЙ ИДЕАЛАМ МАРКСИЗМА

Категория: Общество, № 8 август 2015

ПРЕДАННЫЙ ИДЕАЛАМ МАРКСИЗМАУллубий Даниялович Буйнакский – один из самых ярких общественно-политических деятелей и идеологов марксистского направления. О нем написано немало – как о его теоретической, так и о практической революционной деятельности, в том числе автором данной статьи.

У. Буйнакский наиболее талантливый представитель творческого марксизма в Дагестане и вряд ли целесообразно говорить об его идеалах и воззрениях без учета современного отношения к марксизму среди немарксистов.

 

Современное господствующее представление о марксизме

Не только за рубежом, но и в нашей стране многие пытаются доказать, что марксизм с его учением о социализме умер или умирает, если о нем где-то и говорят, то лишь на уровне воспоминания. Но сама жизнь показывает несостоятельность этих утверждений. Существует группа стран, где социальная жизнь и политика строятся на основе марксистского учения. Во многих странах Европы марксистская экономическая теория возрождается и изучается в вузах. В нашей стране марксистская партия занимает второе место по своей популярности. Иные, не питающие симпатию к марксизму, ссылаются на определенные изменения, имеющие место в теории и политике марксистских партий, пытаясь доказать, что они сами чуть ли не отходят от марксистских позиций. Но известно, что любая идеология должна развиваться, и развивается она в соответствии с изменяющейся социальной действительностью. Нет необходимости доказывать, что если жизнь требует внесения корректив, то марксистская идеология, как и всякая другая разумная идеология, должна это сделать. Свидетельством тому деятельность китайской и ряда других компартий. Существуя и действуя в иных условиях, и партия российских коммунистов не могла не пересмотреть в нужной мере свои программные установки. Но ни те, ни другие компартии от принципиальных основ своей идеологии не отошли. Если даже отойдут, то марксистская идеология не перестанет существовать.

Основоположники этого учения подчеркивали, что марксизм не догма, его нужно развивать в соответствии с реальными процессами жизни. И большинство старшего поколения, жившее при Советской власти, не может сегодня отрицать, что в СССР, строящем свою политику на основе марксистского учения, были достигнуты огромные успехи во всех сферах жизни общества. Конечно, имели место и крайне негативные процессы, как репрессии, депортации целых народов и т.д. Говоря о СССР и его достижениях, мы не забываем и это. Забыть их нам не дадут и наши так называемые либеральные демократы, и находящиеся под их влиянием многочисленные средства массовой информации.

С разрушением единого Союза республик на идеи марксизма было наложено табу. Наглая агрессивно наступательная пропаганда Ельцинской команды и ее первых последователей запугивала людей, вынуждала их скрывать даже симпатию к социалистическому строю. К счастью, теперь уже нет того охаивания всего и вся, стало возможным осмысливать результаты Советского социалистического строя и иметь взвешенное мнение.

Либералы и органы их печати выступают, в лучшем случае, как однобокие демократы. Как известно, демократия предполагает свободу мнений, а они не терпят противоположного мнения, считают, что только их позиция демократична, что только они правильно понимают демократию. Их главный тезис – социализм несовместим с человеческой природой, и это, мол, было подтверждено в СССР.

Как известно, основными принципами социализма являются социальное равенство и справедливость, что предполагает обобществление средств производства и распределение доходов по количеству и качеству труда в пользу общества. Не прихватизированное за бесценок, не похищенное у народа, не накопленное путем коррупции богатство, а заработанные честным путем средства должны составить основу материальной жизни человека. Разве это не справедливо? У нас люди становятся миллиардерами, не делая ничего существенного для общества. И богатство, накопленное нечестным путем, обеспечивает особое привилегированное положение для его собственника: в политической, правовой, нравственной жизни, не говоря о бытовой.

Как известно, религиозные круги в свое время распространяли слухи о том, что социализм исключает всякое личное, устанавливает общность жен, дает верховенство в семье женщине, воспитывает молодежь в духе моральной распущенности и т.д. Однако старшее поколение знает, что при социализме в СССР не было ничего подобного. Наоборот, Советская власть в соответствии с марксистским учением внедряла законы и моральные нормы, призванные укрепить семейные узы и нравственность граждан. Не случайно многие религиозные деятели говорили и говорят, что моральный кодекс строителя коммунизма создан путем заимствования многих религиозных нравственных принципов.

Трудовое человечество на протяжении всей истории мечтало и боролось за установление социального равенства и справедливости. Я не буду ссылаться на представителей европейских стран, в том числе на социалистов-утопистов, выступавших за эти принципы, но и в мусульманском мире известно немало народных вооруженных выступлений за установление социальной справедливости. Об идее равенства мусульман говорили Пророк Мухаммад и Халиф Али, Асхаб Ал-Гифари, Хамдун Кармат, Рифаи Тахтави, Мухаммад Али, (объявивший себя Бабом – воротами к истине) и многие другие. За социальную справедливость выступали в Дагестане Али Каяев, Гасан Гузунов, Али-Хаджи Акушинский и другие.

В 60-70 годах широкое распространение в мусульманском мире получили концепции мусульманского марксизма и исламского социализма. Среди определенных просвещенных групп населения ряда мусульманских стран все еще имеют хождения идеи исламского социализма. Глава Ливии Муамар Каддафи, считал, что в Ливии построено социалистическое общество, ссылаясь на то, что там якобы господствуют равенство и справедливость. Конечно, социализма там не было, но Каддафи отстаивал свое понимание этого течения. Идеи равенства и справедливости издавна пользовались и пользуются в мусульманском мире привлекательностью – Коран осуждает роскошь, и мусульманам рекомендуется средний уровень жизни. Во многих источниках Ислама подчеркивается, что земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает. Поэтому можно смело утверждать, что идеи социальной справедливости и равенства марксистского социализма близки к социальным идеям Ислама. Не случайно в период гражданской войны в Дагестане большинство богословов и религиозных трудовых масс шли за марксистами и социалистами. К сожалению, у нас и теперь есть люди, которые не различают нравственные установки социализма от нынешнего положения нравственности в нашем обществе и сваливают их в одну кучу, относясь к ним негативно. Социализм – враг олигархов и полуолигархов, он не только лишает возможности обогатиться за счет народа, но и ставит нравственные заслоны против разгульного образа жизни. Сегодня уже мы констатируем падение нравственности не только олигархов, но и простого взрослого населения.

Уллубий Буйнакский был высокообразованным человеком и убежденным человеком в преимуществе социализма, он подчеркивал, что «В этом обществе красота и любовь приобретают особую силу… Смысл жизни здесь – это счастье человечества». Конечно, мировоззренческие принципы марксизма несовместимы с Исламом. Но это другой вопрос. Во многих европейских компартиях не требовали атеистичности при вступлении в их ряды – главным было признание социально-политических программ. Теперь почти все компартии пересмотрели свое отношение к религии.

 

Нравственные воззрения У. Буйнакского

В идейном наследии Буйнакского важное место занимают проблемы нравственности. Он был цельной, высокоидейной личностью. Этим обусловлены его возвышенные нравственные взгляды и идеалы. Приговоренный к смерти, находясь в одиночной камере, Уллубий не падает духом, следит за происходящими событиями в стране и за ее рубежом и подчеркивает: «Как при этом не радоваться». Но это не означало, что ему было чуждо все личное. В отличие от многих революционеров тех лет, он не отвергал любовь, не считал ее несовместимой с революционной деятельностью. Дагестанский марксист в условиях острой революционной борьбы по-настоящему любил свою невесту и получал огромное удовлетворение от того, что она есть. Любовь для него – чистое, возвышенное и благородное чувство, но, считает он, она должна считаться с разумом. Как бы сильна она ни была, пишет Буйнакский, любовь должна соответствовать моему мировоззрению.

Интересны и его мысли о семье. Из двух любящих существ, – писал он, – один должен подпасть под влияние другого, затем это может быть и обратно, но полное равенство почти нельзя сохранить. Буйнакский умел проникать в сущность процессов жизни и понимал, что в жизни все намного сложнее, чем в теории. Семейное счастье, пишет Уллубий, во многом зависит от мужа, от того, как понимает он свой долг, – в первую очередь, от его сознательного и нравственного уровня.

Возможно, не все согласятся с этой мыслью, но наша жизнь и наши исследования показывают, что в семье, за редким исключением один из супругов пользуется более сильным влиянием, чем другой. В Дагестане это преимущественно мужчина. И в этом нет ничего плохого, как отмечает Буйнакский: «А разве так уж плохо попасть под влияние любимого человека? Как будто нет! Все же нет, тогда, когда мировоззрение этого существа близко, понятно, дорого!»

Представляется, что, когда супруги по-настоящему любят друг друга, взаимно близки и дороги, даже не возникает вопрос о том, кто должен из них иметь или имеет большое влияние в семье. К сожалению, в Дагестане часто и легко распадаются семьи, так как к вопросу создания семьи, как правило, подходят легкомысленно, не изучают характер и мировоззрение друг друга.

Мы далеко ушли от времени, когда жил и творил У. Буйнакский, поменялся образ жизни, появились иные ценности. Общность в мировоззрении вступающих в брак перестала играть роль главного связующего звена семьи. Теперь на первый план выдвинулись и приносимый доход, и общественное влияние сторон, и богатство родителей. Сейчас при создании семьи смотрят на состоятельность родителей.

Высокоидейными представляются нам также представления Буйнакского о соотношении семейно-брачных отношений и общества. Он пишет: что любовь и брак – явления личного порядка, но неотделимы от общественного и должны согласоваться с ним. Конечно, семейно-брачные отношения в обществе не могут не иметь связи с теми законами и нормами морали, которые функционируют в нем. Но представляется, что Буйнакский здесь имеет в виду, скорее, свое понимание связи любви и брака с обществом.

 

У. Буйнакский – личность, сочетающая в себе высокую идейность с неподкупным мужеством

Буйнакский принадлежал к редчайшим личностям, которые высокоидейны и высоконравственны, отличаются особым мужеством и волей и готовы пожертвовать собой ради овладевших ими великих идей. В процессе революционной борьбы он имел возможность видеть и объективно оценить человеческие качества. В письмах из тюрьмы он возмущается тем, что кругом царит продажность и подлость. Он считает для себя неприятным и горестным думать о том, что нужно подкупить стражу, чтобы убежать из тюрьмы. «Мерзка сама идея «ублаготворить» кого-то. Разве не мерзко и не больно, что все держится на презренном металле?»

«Опасность, – подчеркивает он, – по-разному влияет на людей – кого подзадоривает, кого ослабляет, кого бросает в лужу». И считал невозможным полностью довериться даже тем, кого знал с давних пор. Это Уллубий объясняет, главным образом, существующей социальной действительностью и считал возможным изменить психологию и нравственные убеждения путем коренного ее изменения.

Что бы сказал Уллубий, если бы жил в наши дни и видел, что творится сегодня в нашем обществе? Ведь деньги стали божеством и средством решения чуть ли не всех вопросов жизни, в том числе экономических, политических, правовых и нравственных. Вряд ли нынешним высшим слоям общества приемлемы те качества, о которых говорил Буйнакский.

О высокой нравственной чистоте и чувстве ответственности свидетельствует его поведение в тюрьме. Он отказывался от возможности убежать одному: «Я один не желаю бежать, быть освобожденным. Оставить товарищей как-то и не по мне, в крайнем случае, нужно освободить 7-5-3 человека». Он отказался и от предложения подать прошение после приговора. «Адвокат говорил, что я могу подать прошение, – писал он. – Милая Татуша, я подам прошение? Да никогда! Ты бы тогда не признала во мне Уллубия. Жаль остальных товарищей, их напрасно со мной связали...» Во время следствия и на суде он пытался взять всю ответственность на себя, выгородить своих боевых соратников. Даже заклятые враги социализма изумлялись его поведению на суде. Главный обвинитель полковник Басин вынужден был заявить: «Самая крупная личность на процессе – Уллубий Буйнакский. Это незаурядная личность. Не случайно своей выдержкой и полным сознанием принадлежности к большевизму, правдивыми ответами на задаваемые вопросы, как судом, так и прокурорским надзором, он производил симпатичное впечатление».

Действительно, поведение Уллубия на суде показало, что в его лице Дагестан теряет крупного партийного руководителя, одного из наиболее ярких вождей трудовых масс. На суде Уллубий превратился из обвиняемого в обвинителя. «Я с раннего детства, – говорил он, – посвятил всю свою жизнь всем обиженным массам, в частности дагестанскому народу. Для них я учился, чтобы быть сильнее в борьбе с вами». В ответ на требование обвинителя приговорить Буйнакского и его соратников к расстрелу он заявил: «Вы расстреляете меня и еще тысячу подобных мне, но ту идею, которая живет уже в нашем народе, ее не сумеете расстрелять... Я смело иду навстречу палачам и твердо уверен, что возмездие близко и лучи освобождения проникнут в веками порабощенные ущелья гор Дагестана. Я не прошу снисхождения ко мне. Освобожденный народ сам отомстит за всех погибших в этой пока неравной борьбе. Я твердо убежден в победе Советской власти и Коммунистической партии и готов умереть за их торжество».

Советская власть победила, но пала. Тем не менее, идеи социализма существуют, и будут существовать, пока сохранится социальная несправедливость.

В момент расстрела Уллубий отказался завязать глаза, заявив, что он насвоем посту и должен умереть с открытыми глазами. Умер он со словами: «Да здравствует Советская власть!»

В те дни орган Бакинского комитета РКП(б) газета «Пролетарий» писала об этой яркой фигуре в плеяде революционеров: «Его знали как высоко честного, серьезного, с большой силой воли и умного товарища... видели в нем сознательного и стойкого борца за идеал свободы». Таким он останется в памяти всех людей, знавших его в жизни и по материалам печати.

В заключение хочу подчеркнуть, что объективности ради нужно признать, что идейное наследие и мужественная революционная деятельность У. Буйнакского оказывали в советский период большое идейно-политическое влияние на советских людей, в первую очередь на молодежь. Это влияние продолжается и сегодня – улицы и школы его имени, музей его имени в родном селении, книги и газетно-журнальные публикации о нем постоянно напоминают нам имя и деятельность этой личности.

Такие личности могут положительно влиять на людей любых идейных и политических взглядов и убеждений. К сожалению, нам не хватает их; мы легко меняем идеи – даже без всякой опасности для жизни – ради презренного металла, как говорил Уллубий. Отсутствие определенных идейно-политических и нравственных убеждений становится нормой жизни, и поведения все большой части населения.


Автор: МАГОМЕД АБДУЛЛАЕВ

Оценить статью

Метки к статье: Дагестан, Дагестанцы, Журнал Дагестан, Магомед Абдуллаев

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^