» » СТАРЫЙ ДЕРБЕНТ И «НОВЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ
Информация к новости
  • Просмотров: 1240
  • Добавлено: 10-09-2015, 19:00
10-09-2015, 19:00

СТАРЫЙ ДЕРБЕНТ И «НОВЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ

Категория: Культура, № 8 август 2015

СТАРЫЙ ДЕРБЕНТ И «НОВЫЕ» ТЕХНОЛОГИИВ издательском центре «Мастер» вышел в свет исторический фотоальбом «Дербентъ Дагестанской области. Стереографiческия виды старого Дербента». Издание без преувеличения уникальное, аналогов ему в России на сегодняшний день нет, хотя идея, лежащая в его основе, совсем не новая, точнее будет сказать, хорошо забытая старая. И пришла она в голову Станиславу Дидковскому. Издатель, книголюб и коллекционер, до сих пор он верстал и готовил к выпуску чужие книги (в частности, «Был такой город. Махачкала» – его рук дело), «Стереографические виды старого Дербента» – его первый собственный проект.

Основную часть альбома составили стереографические (или, как сейчас говорят, «3Д») виды Дербента конца XIX – начала XX вв., которые стало возможно увидеть благодаря новым компьютерным технологиям. «Стереофотография получила широкое распространение практически по всей Европе в 1850-х годах. К 1890-м стереопары появились практически во всех фотоателье России. Стоили они недешево и воспринимались больше как некий аттракцион», – поясняет автор-составитель в аннотации. В издании также приводятся фотографии современного Дербента и артефактов, связанных с историей города, которые снабжены коротким пояснительным текстом.

– Много лет назад я видел книгу для детей с объемными картинками, которые нужно было рассматривать с помощью 3Д-очков. Очки прилагались. Мне захотелось издать что-то подобное. Пытался делать Махачкалу, потом Гуниб, даже планировал организовать выставку стереографических видов, но как-то не сложилось. А потом мне попались дербентские снимки. Лет 10 назад я занимался книгой Касума Касумова «Город, переживший века», в процессе было найдено много интересного материала, который хотелось издать, но форма – альбом небольшого формата – была найдена не сразу.

– Как велась работа над альбомом, насколько тяжело было переводить старые фотографии в стереоформат? И что это за фотографии, как они к вам попали?

– Сами по себе снимки не уникальны: это дореволюционные открытки, они хорошо известны и коллекционерам, и самим дербентцам, во многих семьях сохранились их оригиналы. То есть, мне не пришлось копаться в архивах, музеях, «доставать» фотографии, я использовал то, что было в свободном доступе.

– Соответственно, ничьи авторские права нарушены не были?

– Разумеется, в этом отношении все сделано в соответствии с законом. Что касается технических моментов, то, по большому счету, перевести любую картинку в 3Д-формат несложно, есть специальные программы, освоить которые может и любитель. Но программа все делает на автомате, без учета нюансов и, если для домашнего развлечения результат вполне удовлетворительный, то для качественного издания – нет: тени уходят в провал и т.п. Поэтому все снимки я обрабатывал вручную. Это было интересно. Далеко не все картинки подходят для стереоформата. Ну, допустим, морской пейзаж – сплошная плоскость, из чего здесь возьмется «объемная картинка». Другое дело – архитектура, но и здесь объект должен быть снят с такого ракурса, чтобы была не только стена, но какой-нибудь угол или другой выступающий над плоскостью элемент. Многие интересные снимки в итоге не попали в альбом, потому что просто не подошли по формату.

– Почему вы выбрали именно такой формат?

– Внешне – переплет, шрифт, расположение заголовка – книга стилизована под старые Владикавказские издания. Такие альбомы с видами Кавказа, в частности, Военно-Грузинской дороги, в начале ХХ в. были популярны. Их много издавали и они хорошо сохранились. Мне они всегда очень нравились, их приятно держать в руках, от них исходит особая атмосфера. Хотелось воссоздать нечто подобное.

– Это вполне удалось, ваша книга такая же «уютная». Вы сказали, что такие альбомы издавали во Владикавказе и о Владикавказе, в том числе. А с видами Дагестана они были? И нет ли планов издать альбом с видами советского или современного Дербента, других уголков Дагестана?

– Если и были, то мне не попадались. Но были стереопары с видами Дербента. Вообще, до 1917 года Дербент был обласкан вниманием фотографов, а вот в советский период – увы. Есть наборы открыток, но там типичные виды улиц и площадей, какие можно найти в любом провинциальном городе. Что касается современных стереографических видов, то у меня таких планов нет, может, кто другой заинтересуется и издаст. Технически это несложно. Вот 10 лет назад заказать 3Д-очки было непросто, а сейчас – никаких проблем. Современные Москва и Петербург, кстати, в 3Д изданы, но аналогов нашему изданию, где были бы представлены именно виды 100-летней давности, в России нет. В 2014 году во Владикавказе вышел первый том цветного иллюстрированного альбома Алины Акоефф «Фотографы и фотографические ателье Владикавказа». Это издание большого формата, рассказывающее об истории фотографии в Осетии и судьбах фотографов. Автор проделала огромную исследовательскую работу, собрала и систематизировала уникальные снимки, восстановила их историю по штампам, виньеткам, паспарту, которые сами по себе – материал для отдельного исследования. В этой книге также приводятся оригинальные стереопары начала ХХ в., которыми можно любоваться, благо очки прилагаются. Я участвовал в работе над этим проектом, Алина Акоефф подсказала мне много полезного уже для моей книги про Дербент. При этом я не ставил целью выпустить серьезное, исторически значимое издание. Ведь когда стереография только появилась, она была модным развлечением, забавой, вот и я выпустил книжку-игрушку.

– Коллекционную игрушку! Вы верстали, готовили к изданию много печатной продукции, есть ли принципиальная разница в работе над заказами и над собственной книгой?

– Конечно! Ты абсолютно свободен, можешь реализовывать любые свои задумки, и при этом нет ограничения по срокам. Например, ткань для переплета нужного мне оттенка пришлось ждать из Голландии два месяца. Какой заказчик бы такое допустил?!

– Кстати, где печаталась книга? Для типографии такой опыт тоже, наверное, был впервые.

– Печатали в Ростове-на-Дону. Действительно, до сих пор они подобных вещей не печатали, поэтому им, как профессионалам, это было интересно. Мы сотрудничаем недавно, у нас в процессе работы сложилось хорошее взаимопонимание, какие-то вопросы мы решали уже по ходу. Например, ждали, когда придут очки, чтобы скорректировать цвета полиграфии с их учетом. Тут вообще много тонкостей, например, офсетная бумага, а не мелованная, была выбрана не случайно.

– Потому что мелованная давала бы блики?

– И это тоже, но и для стилизации под старину, как я уже говорил.

– Вы упомянули об идее сделать выставку стереографических видов, она будет реализована?

– Не знаю, не уверен. Хотя такие выставки сейчас проходят. В Москве вот прямо на Гоголевском бульваре можно было увидеть объемные виды столицы начала ХХ века. Но в Москве или Петербурге, во-первых, больше материала для демонстрации, а во-вторых, такую выставку там может увидеть огромное количество людей, а у нас – ограниченный круг. Поэтому мне больше нравится книга, она материальна, ее можно рассматривать когда угодно и сколько угодно.


Автор: ВЛАДА БЕСАРАБ

Оценить статью

Метки к статье: Дагестан, Дагестанцы, Журнал Дагестан, Влада Бесараб

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^