» » «ДЕРБЕНТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ» ИЗ СОБРАНИЯ ДМИИ им. П.С. ГАМЗАТОВОЙ
Информация к новости
  • Просмотров: 3355
  • Добавлено: 7-10-2015, 16:27
7-10-2015, 16:27

«ДЕРБЕНТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ» ИЗ СОБРАНИЯ ДМИИ им. П.С. ГАМЗАТОВОЙ

Категория: Культура, № 9 сентябрь 2015

«ДЕРБЕНТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ» ИЗ СОБРАНИЯ ДМИИ им. П.С. ГАМЗАТОВОЙДербент является одним из древнейших и, справедливости ради стоит заметить, «живущих» городов мира, чье 2000-летие мы отмечаем в этом году. Город издавна славился и привлекал внимание путешественников. Для художников Дербент тоже был местом художественного изучения и постижения. При этом следует помнить, что история дагестанского изобразительного искусства начинает отсчет с начала XX в. и связана с именем выдающегося русского художника Е.Е. Лансере. Е.Е. Лансере впервые приехал в Дагестан в 1912 г. и неоднократно возвращался вновь. В собрании ДМИИ им. П.С. Гамзатовой и ДГОИАМИ им. А. Тахо-Годи хранятся 3 акварели Е.Е. Лансере, связанные с Дербентом. На двух изображен интерьер Джума-мечети – древнейшей и самой крупной мечети в Дагестане и на Северном Кавказе, выполненный с разных ракурсов. Акварель из собрания ДГОИАМ им. А. Тахо-Годи датируется 1919 г., и по аналогии с ней можно предположить, что и «Интерьер мечети в Дербенте» из собрания ДМИИ им П.С. Гамзатовой был создан одновременно с ней.

Вторая работа Е.Е. Лансере из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой «Дербент. Май» написана в 1928 г., когда Е.Е. Лансере приезжал в Дагестан и работал по заказу Дагестанского музея над иллюстрациями к повести Л.Н. Толстого «Казаки» в станице Старогладковской.

Периодом с 1914 по 1921 гг. может быть датирована работа первого дагестанского художника Х.-Б. Мусаева «Орта-Капы» из собрания ДГОИАМ.

Ряд изображений достопримечательностей Дербента выполнен в 1925 г. Иваном Павловичем Щеблыкиным – известным российским этнографом, археологом, художником и кавказоведом. И.П. Щеблыкин родился в Воронеже в 1884 г. С 1921 г. Щеблыкин работал в научном музее Северо-Кавказского института краеведения, являлся научным сотрудником Ингушского и Осетинского краеведческого музея. Тогда же он участвовал в экспедиции по Дагестану, стал одним из организаторов Дагестанского института краеведения. В 1925 г. им была создана серия небольших живописных работ, посвященных Дагестану: «Дербент. Западная стена», «Дербент. Вид с цитадели», «Гробница дербентских ханов», «Дербент. Южная стена». В 1948 г. И.П. Щеблыкин написал еще одну работу «Южная стена с воротами Дербентской крепости».

Другое имя, прочно связанное с историей дагестанского изобразительного искусства, – Николай Андреевич Лаков. Великолепный российский художник, лауреат Государственной премии СССР, выпускник Строгановского художественного промышленного училища, неоднократно бывал в Дагестане в творческих поездках в 1930-1940-е гг., а в 1958-1962 гг. работал главным художником ансамбля «Лезгинка». В 1930-1940-е гг. в Дагестане были созданы большие серии графических работ: «На рыбных промыслах», «Строительство Гергебильской ГЭС», «По Дагестану». Небольшой, но художественно очень выразительный рисунок «Дербентская крепость» (1931), выполненный тушью и сухой кистью. Плененный красотой и выразительностью линий, художник изображает величественную стену Дербентской крепости, уходящей вдаль.

В 1960-1980-е гг. художественная жизнь в Дагестане заметно активизировалась. В Махачкале с 1959 г. работает художественное училище, по распределению в Дагестан направлялись российские художники, многие из которых в дальнейшем связали свою судьбу с Дагестаном, другие приезжают в Дагестан, чтобы воочию увидеть неизведанный и удивительный край. 1960-1980-е гг. можно назвать расцветом дагестанского изобразительного искусства. Многие авторы, дагестанские и российские, знакомясь с Дагестаном, с удовольствием запечатлевают вдохновивший их образ Дербента.

В собрании ДМИИ и ДГОИАМ хранятся работы Ю.П. Моллаева, А.М. Дубинчика, В. Скугарева, Ге Ша, Ю. Николаева, М. Мушаилова, З. Рабаданова, С. Салаватова. Все они с удовольствием изображали пленившие их достопримечательности древнего Дербента: «Дербент. Нарын-Кала» С. Салаватов, «Нарын-Кала» А.М. Дубинчик, «Старый Дербент» З. Рабаданов, «Ворота в Дербент (Орта-Капы)» Ю. Николаев.

Серию графических работ посвятил Дербенту Юрий Георгиевич Кириченко. Кириченко родился в Азербайджане в 1933 г. Окончил Краснодарское художественное училище. Работал художником в Адыгейских художественно-производственных мастерских художественного фонда РСФСР. С 1975 г. по 1981 г. Ю.Г. Кириченко неоднократно приезжал в Дагестан и создал большую серию графических произведений о нашей республике, преимущественно рисунков и офортов. В период с 2008 по 2014 гг. художником было подарено ДМИИ 128 произведений графики. Среди них – рисунки тушью «Дербентское кладбище», рисунки карандашом «Ковровщицы», предположительно выполненные в Дербенте, и прекрасная цветная акварель, – техника достаточно редкая для Ю. Г. Кириченко, – «Дербент. На ковровом базаре» (1976 г.)

Отдельное имя в этой плеяде – китайский художник Ге Ша, приехавший в Дагестан в 1989 г., чтобы увидеть родину своей матери, уроженки г. Кизляра, русской по национальности. Художник с удовольствием побывал во многих знаковых местах Дагестана и, конечно, в Дербенте, создав серию рисунков тушью. В этой технике и в соответствии с приемами китайского пейзажа выполнена работа «Пейзаж с крепостью», изображающая раскинувшуюся на высоком склоне горы Дербентскую крепость.

Среди авторов, посвятивших свои работы Дербенту, и Мушаил Ханукаевич Мушаилов. Уроженец г. Дербента, он с особым чувством изображал родной город. В 1967 г. М. Мушаилов окончил Московское художественное училище «Памяти 1905 года», где в 1990-е г. уже сам преподавал. В 1970-е годы он работал ответственным секретарем Союза художников Дагестана, активно участвовал в выставках. В 1986 г. создал серию картин из цикла «Дербент». Четыре из них находятся в ДМИИ: «Шестой Магал», «Орта-Капы», «Армянская церковь», «Кырхляр-Капы». Работы эти отличаются поэтичностью и, по словам научного сотрудника музея Р.Ш. Оцоковой, в них «художник погружает зрителей в атмосферу родного города с привычно текущей жизнью на фоне грандиозной декорации древней архитектуры старого города».

Образ родного Дербента присутствует у художника и в работах, казалось бы, не посвященных Дербенту. Например, картина «День Победы. Встреча с ветеранами Дербента», где органично «вписан» пейзаж любимой дербентской крепости, возвышающейся над городом.

Составной частью проекта стали произведения из внемузейного собрания – старинная гравюра с изображением Дербента из книги Адама Оленария, любезно предоставленная нам Фондом графики Ровинского; дипломная работа художницы Н.К. Савельевой «Прощание с Дербентом» – из фонда художественно-графического факультета ДГПУ, посвященная выдающемуся русскому писателю начала XIX в. А.А. Бестужеву-Марлинскому.

Данный проект музея с успехом был представлен на открытии музейного комплекса «Дом Петра I в Дербенте», а 19 сентября сего года станет составной частью большого проекта, посвященного этой же теме, – Дербент в изобразительном искусстве, – но уже из собрания четырех музеев Дагестана.

 

Куратор выставки,

директор «ДМИИ им. П. С. Гамзатовой»

С.Р. Гамзатова


Оценить статью

Метки к статье: Дагестан, Дагестанцы, Журнал Дагестан

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^