» » «СЛОВО РОДИНА УЖЕ ЗАЧЕРСТВЕЛО»
Информация к новости
  • Просмотров: 929
  • Добавлено: 7-10-2015, 16:55
7-10-2015, 16:55

«СЛОВО РОДИНА УЖЕ ЗАЧЕРСТВЕЛО»

Категория: Культура, № 9 сентябрь 2015

«СЛОВО РОДИНА УЖЕ ЗАЧЕРСТВЕЛО»30-го августа не стало Адалло Алиева. Он был сложный, неоднозначный, неодномерный человек. Яростный спорщик, иногда опытный дипломат, умеющий расположить к себе даже антагониста, порой пылкий, как подросток, которому необходимо прокричать миру в лицо единственную горячую свою правду, а там – будь, что будет. Он был поэт, тут и стихов его знать не нужно, достаточно его послушать или даже прочитать пару интервью с ним (пусть и на не родном ему русском языке), чтобы увидеть, из какой материи скроена его речь, как богата и напевна, и щедра она. В распоряжении редакции нашего журнала оказалась аудиозапись, сделанная за пару недель до кончины Адалло. Это не интервью, просто короткий разговор о смысловом наполнении слова «родина», о том, что стоит за этими шестью буквами, какие образы вырисовываются, какие открываются дали. Зная, насколько важной была эта тема для Адалло – как для поэта и как для человека, – мы размещаем тут его последние слова, и будто снова видим его в неизменно белоснежной рубашке, слышим его хрипловатый голос.

 

Когда становишься старым, появляется много времени, старики народ хитрый, хвастливый и болтливый, надоедливый. Кто с таким будет долго разговаривать? Все от такого убегают! Вот когда ты наконец-то остаешься один, наступает время думать, размышлять. И все слова, которые тебе казались понятными, оборачиваются новой стороной. Я, например, всегда думал, что родина это то, что я вижу, когда подхожу к окну своего дома – башни, реки, горы, леса. Но, в конце концов, я пришел к выводу, что ошибался, Родина – это люди. Я провел более шести лет в политической эмиграции, в Турции, вернулся и поехал в свое село. И что я обнаружил? Все было на месте – горы, леса, башни, но это огромное село было мертво. Ко мне даже теленок не подошел. Я ходил по селу, искал – не видно ли человека? Но никого не встретил, было жарко, все были по домам. Именно тогда я и понял, что без человека, без людей нет родины. Но где эти люди? Я смотрю вокруг, смотрю по сторонам и не вижу того, про которого я мог бы сказать: вот этот человек символизирует для меня родину.

Такие люди были, сейчас их нет. Вы слышали об Ахульго? Котлован в горах, окруженный скалами, почерневшими камнями, и внизу расположен аул Ахульго. В самое жаркое время, в течение трех месяцев, защитники Ахульго держали оборону. Я всегда удивлялся, как эти люди могли выдержать в этих условиях, не только мужчины, но ведь и женщины, дети, а ведь против них была целая российская армия! И я пришел к очень неожиданному для себя ответу. Экспедиция профессора Яковлева из Москвы в моем селении обнаружила камень с письменами. Камень возраст, которого не менее 1,5 тысяч лет. И ученые считают, что на этом языке, на котором составлена надпись на камне, и который еще изучают, были написаны книги. Знаете, когда я открыл для себя эти письмена, я понял, что на геройство люди идут только тогда, когда они духовно богаты. Человек просвещенный, имеющий знания идет на геройство. Животное не идет на геройство. Так что они имели знания, были просвещенными, и это передается из поколения в поколение. Но сейчас такое время, когда голова не думает, думают плечи.

В Волгограде есть памятник «Родина-мать». Я слышал, его сейчас хотят использовать как символ России. Но зачем какие-то символы нужны? Разве сама Россия, живая, с природой, с жизнью, она не краше чем каменный памятник? Этот памятник, он же отвлекает от настоящей памяти, от скорби. Получается, что для человека вся память о той войне, все образы, огромная любовь к тем людям, которые погибли, сосредотачивается на одном памятнике. Это совершенно недопустимо! Память разнообразна, она многогранна, а тут она выливается лишь в камень. А почему человека отвлекают этим? Потому что он бычок. Обыкновенный бычок, только один землю пашет – хоть что-то делает, а второй, надел галстук и пошел во власть. И этому второму бычку нужен памятник для себя, потому что, как только он умрет, память о нем исчезнет. Для этого они и стараются оставить после себя преемника в виде символов. Вот, пройдешь по махачкалинским улицам, и там таблички и памятники, кто о них знает, об этих людях? К примеру, Насрудинов, человек, работавший в колхозе, может быть, он очень достойный человек, но памятник ему поставили в городе, на центральной улице ему поставили памятник. Что он сделал для Махачкалы? Он сделал что-то для своего села, вот там и поставьте. Кроме того, когда чего-то становится слишком много, то теряется значительность, это «что-то» обесценивается.

– Государство и Родина одно и то же?

– О, как они далеки друг от друга, как далеки! Вот, к примеру, победили бы немцы, пришел бы Гитлер, и было бы совсем другое государство. Но разве оно было бы мне родным? Родина одна, и не меняется, а государство может быть всяким. И вот Россия – не родина моя, моя родина в горах. Дагестан – моя родина. У Пришвина, кажется, я читал, два мужика сидят, разговаривают и один другому говорит: нам земли Маньчжурии не нужны, нам нужны земли плодороднее завоевывать. Посмотри, о чем думает обыкновенный русский мужик. Вместо того чтобы сажать и сеять, он думает о том, как бы захватить чужие земли. Вместо того чтобы свое, что есть под рукой, лелеять, любить, заботиться, обогащать, он оставляет свое чахнуть, идет, отбирает у другого и это отобранное у другого делает таким же чахлым. Многие сейчас думают: Россия создана, чтобы все остальные дрожали пред ней. Но с такой психологией ни себе, ни другим ничего не даст страна. Хорошо кормиться будут лишь те, кто у власти, и те, кто старается понравиться ей. Но туда может проникнуть лишь тот, кто нечист. Оппозиция должна быть им, но они всегда уничтожают оппозицию, – чтобы им не мешали.

Один историк, не могу никак припомнить фамилию, описывает историю России: 500 км вокруг Москвы, – говорит, – вот Россия. Первоначальная Россия, И как завоевала Россия все остальные земли, тоже описывает. А кое-что мы сами видим. Сейчас много стало «спорных территорий», тот же Крым, Курильские острова, Сахалин. Когда сегодня говорят, что Крым это исконно-русская земля, остается только удивляться. Это татарская земля, исконно татарская земля, но были там и эллины. А референдум и все связанное с присоединением – это фальшивка.

Вот смотрите, эту одежду мне сделал крымский татарин, он сказал – это бесплатно, с гарантией на 20 лет. Прошло 15 лет, и я ее еще ношу. У нас такой одежды нет. Мы вообще очень плохо знакомы с литературой, культурой и историей этого полуострова. Очень страшные вещи совершались там. Дальше, Курильские острова – это земли, аннексированные после войны. От Урала до Курильских островов земли пустеют, сделай же что-нибудь с землей! Но нет! И то хватает, и это хватает, и чахнет над этим.

Удивительное дело, лучше песен о родине, чем у русских, – нету. Вот приехал человек сюда или в Узбекистан, или куда угодно, и, как выпьет, начинает о родине петь. Но это только слова, воздух! Он уже лишен любви к родине, если думает не о том, как сохранить свое, то, что любит, а о том, как захватить чужое.

Человек должен любить родину. Не для нее должен любить. Для себя должен. Чтобы не стать как животное. Вот сейчас у меня проблемы с памятью, но вместе с тем, даже малейшие эпизоды из детства, как живые проходят перед глазами, и грустно становится. Горы, реки, все то, что ты впитал с детства, это невозможно не любить. Но если вы спросите меня, как человек должен эту любовь проявлять, я отвечу – никак. Если он старается проявлять, если даже задумывается об этом, это уже искусственно, это показуха. Человек постоянно должен быть таким, это исходит изнутри. И еще ты должен быть примером для своего ребенка, на своем примере ты должен показать ему эту любовь. Но люди больше говорят, они столько говорят об этом, так часто произносят, что слово «родина» уже зачерствело.


Оценить статью

Метки к статье: Дагестан, Дагестанцы, Журнал Дагестан

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^