» » МЕДЛИТЬ НЕЛЬЗЯ, СПЕШИТЬ ТОЖЕ…
Информация к новости
  • Просмотров: 674
  • Добавлено: 28-12-2015, 19:07
28-12-2015, 19:07

МЕДЛИТЬ НЕЛЬЗЯ, СПЕШИТЬ ТОЖЕ…

Категория: Политика, № 12 декабрь 2015

МЕДЛИТЬ НЕЛЬЗЯ, СПЕШИТЬ ТОЖЕ…В начале декабря в Махачкале состоялось заседание республиканского общественно-делового аналитического, дискуссионного клуба «Юпитер», на котором собравшиеся эксперты обсуждали предложения Главе Республики Дагестан Рамазану Абдулатипову по совершенствованию управления земельными ресурсами в РД. Предложения эти, как сообщалось в документах заседания, были подготовлены на основе аналитической справки из 136 страниц с использованием материалов 33 министерств, ведомств, комитетов, агентств, управлений, объединений, служб, инспекций, научно- исследовательских институтов, вузовских кафедр и публикаций в СМИ за последние три года по этой проблематике. 
Пожалуй, никогда ранее в Дагестане к изучению какого-либо вопроса не подходили так фундаментально. Это и понятно – без грамотного решения земельных проблем экономика республики нормально развиваться не может. Причем, речь идет не только об агропромышленном комплексе – в «земельном узле» переплелись интересы практически всех слоев населения и социальных групп. Корреспондент журнала «Дагестан» решил изучить рекомендации главе республики, чтобы попытаться понять, как чиновники, ученые, общественные деятели представляют себе решение земельной проблемы в одной из самых малоземельных республик России.
Как и следовало ожидать, в качестве одной из самых приоритетных задач экспертное сообщество обозначило проблему инвентаризации земельных ресурсов и кадастровой оценки земель. Пару месяцев назад корреспондент журнала «Дагестан» поинтересовался у заместителя министра по управлению имуществом Сурхая Сурхаева, как решается этот вопрос, который стоит на повестке дня последние 15 лет. По мнению чиновника, практически все «больные» проблемы здесь сегодня сняты, поскольку разграничение земель федеральной и республиканской собственности завершено на 95-98%. «Затор» же произошел на уровне муниципалитетов – несмотря на то, что работа по кадастровому учету земель муниципальной собственности в республике практически завершена, администрации муниципальных образований не торопятся передавать их в собственность поселений, как того требует закон. Именно это обстоятельство сегодня тормозит работы по разграничению земель. Как отметил Сурхаев, все, как правило, зависит от политики того или иного главы. Если в некоторых районах, таких как Ахтынский, Буйнакский, Сергокалинский, Гумбетовский, Цумадинский эти работы выполнены на 90 и более процентов, то в Бежтинском участке, а также в Цунтинском, Ботлихском, Ахвахском, Табасаранском, Унцукульском и целом ряде других районов поселениям передана лишь пятая часть всех земель. 
Между тем именно эти земли, как показывает практика, являются в Дагестане самыми «проблемными», поскольку большинство земельных конфликтов в республике зарождаются именно на уровне муниципалитетов, что хорошо видно на примере проблемы акционируемых ГУПов. 
Одной из главных причин, мешающих рационально использовать имеющиеся земельные ресурсы, эксперты считают распределение функций по управлению ими между двумя министерствами – минсельхозом и минимущества. Сегодня две эти структуры по существу занимаются «перетягиванием каната» и борьбой за выделяемые финансовые ресурсы, что крайне негативно сказывается на деле. Эксперты, считают, что минсельхоз из этой схемы следует исключить полностью, а в составе минимущества возродить землеустроительную службу по образцу дореформенного периода. Интересный момент. В этот, чреватый серьезными межведомственными разборками раздел предложений, вроде бы случайно попала рекомендация «из другой оперы»: «Решение ключевых вопросов по земле проводить с участием коренных народов, проживающих в конкретной местности».
Получается, что экспертное сообщество пришло к выводу, что национальные интересы в земельных отношениях ущемляются во многом из-за непродуманной политики Минсельхоза, который во главу угла ставит, прежде всего, интересы хозяйственные. 
Из года в год республиканские СМИ поднимают проблему нерационального использования земли в Дагестане, где при нехватке земельных ресурсов громадные угодья не используются годами. Одно из основных предложений главе республики – поскорее принять закон, обязывающий собственников рационально использовать земельные угодья, в котором были бы прописаны механизмы изъятия земли у нерадивых хозяев. При этом предлагается запретить на законодательном уровне отвод земель с бонитетом более 30 баллов на иные цели, кроме сельскохозяйственных. Эксперты считают, что в республике назрела необходимость введения юридической ответственности за незаконное использование и порчу земель, а также прогрессивного земельного налога за неиспользуемые и неэффективно используемые земли. Имеется в виду, что для рачительного хозяина земельный налог должен быть намного ниже, чем для того, кто сдает землю в аренду или субаренду, а то и вовсе не использует ее.
При этом предлагается практиковать принудительное прекращение права владения земельными участками в отношении пользователей, нарушающих земельное законодательство и условия целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, не уплачивающих арендную плату, не осуществляющих мероприятия по переоформлению права пользования земельными участками в установленные сроки и перезакреплению изъятых земель за сельхозтоваропроизводителями, способными обеспечить их эффективное использование.
По существу, руководству республики предлагается заняться реальным переделом собственности до принятия закона о введении частной собственности на землю. Логика абсолютно понятная – в свое время представители многих властных кланов сумели взять в аренду огромные площади плодородной земли. Большая часть ее при этом не используется в ожидании момента, когда земля де-юре превратится в капитал, который можно будет продать, заложить в банке и т.д. После принятия закона о прогрессивном налоге, содержать пустующие площади станет весьма накладно. А если к тому же заработают механизмы принудительного изъятия неиспользуемых земельных участков, землю эту можно будет потерять в одночасье. В этом плане корреспонденту журнала «Дагестан» очень интересным показалось предложение, значительно упрощающее всю эту работу: «Разработать проект договора аренды земель сельхозназначения, содержащий положения, учитывающие критерии и признаки эффективного и рационального исполь­зования земель, а также случаи и порядок расторжения такого договора в одностороннем порядке».
В день, когда состоялось заседание клуба «Юпитер», президент России Владимир Путин в своем обращении к Федеральному Собранию сказал буквально следующее: «Нужно ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которая сейчас простаивает, находится в руках крупных землевладельцев, – сказал он. – Заниматься сельским хозяйством многие из них не спешат. Уже сколько лет мы об этом говорим, а воз и ныне там. Предлагаю изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые они используют не по назначению». По словам Путина, впоследствии эти земли надо продать на аукционе тем, кто хочет и может возделывать землю. «Прошу правительство к 1 июня 2016 года подготовить конкретные предложения, включая проекты нормативных актов, – распорядился глава государства. – А депутатов Госдумы и всех членов Федерального Собрания – внести поправки в законодательство в течение следующего года». По мнению экспертов, такой закон будет принят в России уже осенью 2016 года. Получается, что в этом вопросе дагестанские эксперты со своими предложениями попали в «десятку», что, безусловно, радует.
И еще одна весьма показательная цитата из этого раздела предложений: «Приоритетом должно стать не достижение собственности на землю, а получение объекта хозяйствования по прозрачным правилам, единым для всех». Собственно, и без подобных цитат анализ данного документа позволяет сделать однозначный вывод – частную собственность на землю в Дагестане предлагается вводить не революционно, а, скажем так, эволюционно. Простой пример. Как известно, несмотря на то, что в Дагестане нет частной собственности на землю, владельцы личных подсобных хозяйств (ЛПХ) имеют право получить в собственность до 2,5 гектара земли. С учетом того, что сегодня личные подсобные хозяйства населения и крестьянско-фермерские хозяйства производят 90% продукции, эксперты предлагают установить минимальный размер участка для КФХ площадью не менее 5 га. Отсюда всего один шаг для того, чтобы увеличить вдвое и площадь, выделяемую для владельцев ЛПХ, что позволит передать значительные земельные наделы в частные руки задолго до принятия соответствующего закона.
Серьезное внимание в документе уделяется вопросам повышения плодородия почвы и предотвращения деградации земель. По оценкам ученых, более 52% почв в республике подвержены водной и ветровой эрозии, а 38% – засолены в той или иной степени. Земли же среднего, хорошего и высшего качества в Дагестане крайне немного – всего 1,8 млн га (34,3%). Чтобы сохранить ее, а также не допустить дальнейшего ухудшения качества земель необходимо срочно осуществить целый комплекс мер. Это и агроэкологическое обоснование размещения сельхозкультур по зонам и подзонам республики, и системное использование удобрений, мелиорантов, регуляторов роста и биопрепаратов, обеспечивающих повышение на 15–20% производства продукции и на 10–15% – окупаемость затрат на использование средств химизации. Это и усовершенствование методов водопользования, обеспечивающее снижение использования воды на 20–30%, без снижения урожайности культур, и создание республиканского фонда воспроизводства плодородия почв, и многое другое.
Особое внимание в документе уделяется проблемам сохранения Черных земель и кизлярских пастбищ, где предлагается восстановить экологическое равновесие путем борьбы с ветровой эрозией, засолением, деградацией почв и опустыниванием земель на основе регламентированного выпаса скота, создания лесных полезащитных полос, фитомелиорации. Кроме того, предлагается запретить распашку пастбищных земель отгонного животноводства для возделывания бахчевых и овощных культур, усилить контроль со стороны уполномоченных и муниципальных органов за соблюдением арендаторами нормативного содержания скота на зимних пастбищах с учетом допустимых нагрузок, принять меры по недопущению незаконной переуступки прав пользования арендаторами, не имеющими собственное поголовье овец. 
Очень важный момент. Экспертное сообщество предлагает с учетом фактически сложившейся ситуации перевести переселенческие поселения из категории сельскохозяйственных земель в земли поселений с передачей их и земель отгонного животноводства муниципальным образованиям, на территории которых они находятся (с составлением договоров аренды и уплатой соответствующих налогов). По мнению ученых, политиков и общественных деятелей, участвовавших в составлении рекомендаций для главы республики, нынешняя схема использования прикутанных земель при их подчиненности горным районам является крайне неэффективной и отрицательно отражается на результатах хозяйственной деятельности. Можно предположить, что в этом вопросе еще будет сломано множество копий, а борьба за то, кто будет считаться реальным владельцем земли, развернется нешуточная. Но это все – моменты ожидаемые (никто ведь не обещал, что введение частной собственности на землю в Дагестане пройдет гладко и бесконфликтно).
Этот раздел документа, безусловно, очень важен, и многие из этих рекомендаций уже сегодня необходимо использовать в работе агропромышленных предприятий. Одна беда – большая часть этих мероприятий очень затратна, и республиканский бюджет данную программу однозначно не вытянет. Надеяться же на помощь федерального центра в этом вопросе сегодня, по меньшей мере, наивно – страна, переживающая кризис и пустившая под «нож» практически все «социалку», вряд ли станет выделять деньги на сохранение почв. С учетом этого, очевидно, было бы правильным представить данную часть документа в двух вариантах, при котором второй вариант учитывал бы реальные возможности бюджета и предлагал бы лишь абсолютно необходимые меры, без которых землю сохранить не удастся.
Все это в полной мере относится и к предлагаемой программе мелиоративных работ, которые, как известно, являются крайне затратными. Отрадно, что в этой части скромные возможности республиканского бюджета как раз учли: во избежание распыления выделяемых на мелиорацию средств эксперты предлагают использовать их точечно – на наиболее крупных оросительных системах с целью доведения их до современного уровня, в том числе с применением капельного орошения.
Весьма скромные возможности республиканского бюджета вряд ли позволят в полном объеме претворить в жизнь и рекомендации экспертного сообщества по наведению порядка в сфере обращения отходов производства и потребления. Попросту говоря, цивилизованные полигоны для утилизации мусора, о необходимости строительства которых говорят эксперты, республике строить не на что. Поэтому рекомендации типа: «Управлению Росприроднадзора по РД принять безотлагательные меры к предприятиям, занимающимся сбором, транспортировкой отходов производства и потребления, а также обслуживанием полигонов по их захоронению, по приведению их деятельности в соответствие с санитарным и природоохранным законодательством, администрациям гг. Махачкала, Каспийск, Дербент, Хасавюрт – обеспечить разработку и принятие проектно-сметной документации, лимитов размещения отходов, лицензий на указанный вид деятельности и других документов, необходимых для создания полигонов по захоронению отходов производства и потребления»  следует воспринимать не как программу действий, а лишь как пожелания, придающие больший вес разработанному документу.
В полной мере это относится и к рекомендациям по развитию рыбопромышленного комплекса республики. Непонятно, на какие средства создатели многостраничного документа планируют, к примеру, «осуществить реконструкцию рыбного терминала Махачкалинского порта, содействовать приобретению малотоннажного флота с холодильными мощностями, рыбопереработки, принять меры по активному развитию прибрежного рыболовства за счет освоения запасов малоиспользуемых объектов промысла – кильки, сельди, кефали, атерины». С учетом нашей нынешней реальности, в которой активность предполагаемых инвесторов из-за кризиса стремительно приближается к нулю, изыскать деньги на реализацию данных рекомендаций абсолютно невозможно.
На этом фоне намного солиднее выглядит раздел, посвященный рациональному использованию и сохранению лесов в Дагестане. Особенно актуальным здесь представляется предложение по переводу лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в земли лесного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 г. №172 (ред.31.12.2014 г.) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Необходимость такого решения эксперты объясняют тем, что в соответствии с Лесным кодексом на землях сельскохозяйственного назначения не проводится лесоустройство и проектирование лесных участков.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что экспертное сообщество провело серьезную и очень нужную работу по проблеме, решение которой неминуемо отразится на жизни каждого дагестанца. Авторы документа это прекрасно понимают и поэтому предлагают с решением земельных проблем не спешить, а реализовывать их поэтапно.
Предлагается также для начала в одном из районов республики запустить пилотный проект, реализация которого позволит в дальнейшем «не наступать на грабли». И, наконец, авторы документа считают необходимым провести общедагестанский референдум о введении частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, по результатам которого внести изменения в земельное законодательство Республики Дагестан.


Автор: АНДРЕЙ МЕЛАМЕДОВ

Оценить статью

Метки к статье: Дагестан, Дагестанцы, Журнал Дагестан, Андрей Меламедов

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^