» » О, если бы могло мое смиренье…
Информация к новости
  • Просмотров: 822
  • Добавлено: 3-03-2016, 21:44
3-03-2016, 21:44

О, если бы могло мое смиренье…

Категория: Литература, №2 февраль 2016

О, если бы могло мое смиренье… В чем удачливость судьбы человека? Кому-то с рождения выпадает счастливый билет: любящие родители, хорошее здоровье, завидные способности, мирное окружение. А на кого-то природа-мать поскупится, что-то не даст. Но в любом случае таланты получают все дети, просто они будут разные по содержанию и объему. Главное, чтоб человек успел реализовать свои способности за недолгий век. В этом истинный смысл судьбы, ее удачливость. Хотя, имея яркое дарование, можно остаться неудачником – если не будет трудолюбия. Труд – двигатель всех успехов. Потому известные писатели, художники, композиторы, режиссеры, спортсмены работают очень много, абсолютно не жалея себя.
Среди моих знакомых есть одна поэтесса, для которой природа точно расщедрилась: вот тебе красота, вот тебе мудрость, вот тебе талант Поэта, вот тебе способность одолеть чиновничий путь и святой довесок ко всем дарам – материнство!
Это Раиса Дидигова, знаменитая дочь Ингушетии. Только не думайте, что она спокойно почивает на лаврах, награжденная природой. Она мудра, и потому знает, что эти богатства даны ей авансом, их надо заслужить, а талант писателя надо отрабатывать каторжным трудом. Так и поступает. Даже сумела долгие годы совмещать творчество с государственной службой. Это разные полюса – как если бы физик стал лириком. Тем не менее, Р. Дидиговой удавалось две разные дороги держать в одной судьбе. У кого есть характер волевой, у того есть и удача.
Поэзией Раиса увлечена с 1975 года – тогда ей исполнилось 19 лет. Как и на многих поэтов России, на нее тоже повлиял могучий дар Михаила Лермонтова. Первое ее стихотворение «По лермонтовским местам» написано в Пятигорске, после приобщения к судьбе своего кумира. Стихотворение напечатали в республиканской газете, позднее в Москве – в журнале «Жизнь национальностей».
Вообще поэзии Дидиговой повезло: ее стихи буквально летели к своим читателям, не дожидаясь выхода книг. Крылья полета им давали разные журналы «Литературная Ингушетия», «Литературная Кабардино-Балкария», «Голос Кавказа», «Вайнах», «Дон и Кубань», «День и ночь», «Великороссь» и др.
Произведения Раисы также вошли в книги разных авторов, в антологии других республик. Первая ее книга стихов «Прикосновение», вышедшая на русском языке в 2002 году, была сразу замечена читателями. В том же году поэтесса стала членом Союза писателей России. В 2005 году она вошла в книгу «Знаменитые люди Кавказа», а в 2007 году Р. Дидиговой за сборник «Прикосновение» в г. Нальчике была вручена статуэтка «Золотой Пегас» – символ поэзии.
О творчестве Р. Дидиговой заговорили критики, коллеги разных регионов, городов Кавказа и Москвы.
На конкурсе, проведенном в 2004 году в рамках международной программы «Знатная женщина ХХI века» Северо-Кавказским представительством Мирового и Российского артийского комитета, Раиса признана победителем. Тем временем у поэтессы выходит вторая книга под названием «Духовная память». Она тоже встречена читателями тепло. Об этом говорит тот факт, что немало стихов из книги переложены на музыку и исполняются известными певцами Ингушетии и Москвы.
У Раисы Дидиговой много наград за творческий труд, за неустанный поиск золотых зерен в кладовой поэзии: она лауреат шестой Артиады народов России, Народный писатель Республики Ингушетия, Отличник народного просвещения России, обладательница медалей «За доблестный труд» (Москва), золотой медали Международной академии творчества (Москва), медали «За гражданское достоинство» (Москва) и др.
Одновременно Р. Дидигова работает в разных структурах госслужбы: то она начальник отдела образования района, то – заместитель главы Администрации г. Назрань, то она – работник Администрации Президента Республики Ингушетия, то – заместитель председателя Правительства Ингушетии…
В настоящее время поэтесса возглавляет Правление Союза писателей РИ. Творческую деятельность совмещает с общественной работой. Несмотря на занятость, остается примерной матерью и хозяйкой. Вместе с мужем вырастили четырех дочерей, которые уже имеют свои семьи; дома с родителями остался сын школьного возраста.
Даже из этих скупых официальных данных можно себе представить, как известная в республике и за ее пределами поэтесса мужественно несет на своих плечах все нелёгкие обязательства, наложенные на неё жизнью. Вот живой пример подражания многим женщинам! Есть в современных больших городах такие женщины, которые ссылаясь на занятость, не хотят родить даже одного ребенка. К тому же они не имеют столько нагрузок, сколько их имеет одна Раиса.
Теперь я хотела бы остановиться на ее творчестве. Передо мной книга поэтессы «Духовная память». Вот строки из первого стихотворения, обращенные читателям:

Свои стихи тебе дарю,
А вместе с ними – боль и слёзы,
Не воплотившиеся грёзы
И то, что в сердце сохраню…

Лучше самой Раисы не скажешь, настолько искренно и емко.
Поэты, писатели очень любят свою малую Родину – будь это республика, область, город или деревня. Тысячами невидимых нитей привязана их душа к родным местам. Потому творческих людей волнует всё, что происходит на их земле. В стихотворении «Родная Ингушетия» автор вначале полон восхищения красотой природы:

Мой бархатный волшебный край!
Мелодии ущелий, гор,
Земной пронизывая рай,
Небесный радуя простор,
Плывут над Родиной моей.
………………………………
Резвится водопад в порогах,
Даря пожизненный обет,
Быть с нами в счастье и тревогах.

Этими строками поэтесса объединяет в единое целое народ и его отчизну, и надеется, что больше не будет страшной разлуки:

И возродится, несомненно,
Омытый кровью отчий край,
Земля, в слезах воспетая,
Раздробленный бесценный рай.

Это стихотворение Раиса написала, когда ей было всего 19 лет. По мере взросления она не раз возвращалась к теме трагедии своего народа:

Оболганный, огульно обвиненный,
Ограбленный, растоптанный вконец,
В непостижимой скорби, отрешённый,
В «Отца народов» веривший слепец!
………………………………………….
Так вспомним их, живых и истреблённых,
На станциях сибирских погребённых
Под снегом, щебнем. Сброшенных в подвал.

Это строки из «Баллады о выселении», написанной автором в 1992 году. Тяжело осмыслить даже, что такое было допустимо по отношению к целому народу в собственной стране. Это в то время, когда его сыновья воевали за Родину с фашистами, умирали за нее без оглядки. Конечно, поэтесса, рожденная этим народом, ранена в самое сердце:

О, если бы могло моё смиренье,
Причины неприятия изжить?!

– восклицает Раиса в глубокой скорби.
Возможно, лет через 200 или 300, когда сменится несколько поколений, боль у людей исчезнет. Но трагедия останется в рукописях – своих или чужих – как назидание другим вождям.
Теперь поэтессу сильно тревожит раскол народа, и она печально восклицает:

Так сложно разве осознать,
Что лишь в единстве – наша сила?
………………………………………
Народ силён, когда сплочён,
Вот – главный бытия закон!
Но вызывает огорчение
Необходимость призывать.

Раису Дидигову волнует и сохранность крепких нравственных устоев в душах людей («Кружатся в наших судьбах вьюги»):

Кружатся в наших судьбах вьюги,
И ранит боли острота…
Сердца свои смягчите, люди,
Пусть селится в них доброта.

Эхом откликается на эту тему и другое стихотворение автора («Ненужная суета»):

В двуличье растерявшие
Свое родное «Я»,
Мы ангелами падшими
В потёмках бытия
Идём путём неправедным.
И ближнего коря,
Считаем неоправданным
Заглядывать… в себя.

Сколько непринужденной философии в следующих строках из стихотворения «Любите людей»:

Ведь на земле лишь гости мы.
Он только кажется далёким,
Мир света, где обречены
Все отвечать за те пороки,
Что нами здесь сотворены.

Вроде старая известная философия, переходящая из века в век. Но сколько мудрого спокойствия и ласкового предупреждения суетливым людям в одной только фразе: «Он только кажется далеким». Да, тот мир, куда все уходят безвозвратно, всегда, к сожалению, кажется очень далеким, потому мы, люди, распыляемся на ненужные переживания, на второстепенные дела. А главные задачи, изначально назначенные судьбой, не успеваем выполнять до конца.
Жизнь поэта всегда проходит через его сердце. Если на дворе тепло, все ясно, значит, и сердцу поэта хорошо, если плохие новости летят, то ему очень неуютно. Много причин для беспокойства поэту, особенно его мучают неясность и ложь:

Туманом застлана дорога,
С пути сбивая понемногу,
А в сердце – смутная тревога…
И свет, что струйками сквозит
Уж ничего не прояснит.

Или вот строки из другого стиха:

Ни о чем не спрашивай меня…
Темень бродит в середине дня,
Душу обволакивает мрак,
Как же все могло случиться так?

Коварство, клевета, предательство – всегда были отвратительны человечеству. С древних времен эти пороки безжалостно высмеивались в трудах драматургов, писателей, баснописцев. Но до сей поры такая безнравственность выживает благополучно, нанося внезапные удары по людям. Вот что пишет Раиса в стихотворении «Твоя стезя», обращаясь к одному из таких героев:

Проходит жизнь… Твоя стезя
Могла бы быть совсем иной,
Когда бы «можно» и «нельзя»
Правдиво правили судьбой.

Или вот стихотворение «Знай меру…»

Не в радость блага, что ценой
Предательства достигнешь,
Они – из сферы роковой,
В них – боль, что ты постигнешь.

А в произведении «Сожалений храм» автор находит для тех, кто ее предавал, оригинальное решение:

Меня предавших не корю,
Лишь отдаю на Божью милость.
Из их деяний, что свершились,
Храм сожалений сотворю.

Поэтесса и себя постоянно воспитывает, отчитывает, вот что она пишет, обращаясь к теневой стороне своей души:

Сколько слёз мне предстоит пролить,
Чтоб тебя очистить, осветлить?
Сколько сотворить мне добрых дел,
Чтобы не был горьким мой удел?

В стихотворении «Не нужно вычислять врагов» Раиса Дидигова с болью в душе спрашивает:

Осмыслим ли когда-нибудь
Судьбы своей предназначенье?
Систему саморазрушенья
Сумеем ли перечеркнуть?

Поэтессе хорошо удаются не только философские мысли о душе человека, но и стихи о природе:

Уже сгустилась синева
Весенних сумерек дождливых,
Зелёной кроны кружева
Резвятся в ветреных порывах…

Или вот строки из другого стиха:

И воздух пронизала нежность,
Что дарит утренняя свежесть,
Неся с собою оживленье,
Повсюду льётся птичье пенье.

Вот строки из «Осеннего вечера»

Лучится россыпь ранних звёзд,
Объятых дымкой золотою,
И даль невоплотимых грёз
Вновь увлекает за собою.

С природой у Раисы взаимная гармония, это видно из стихов, они очень мелодичны, так и просятся на романсы и на танец вальс.
И еще я согласна с народным поэтом Ингушетии Г. Гагиевым, что «в стихах Раисы Дидиговой космическое сознание заявляет о себе в полный голос». Но мне неудобно как-то повторять чужие мысли об этом, потому эту сторону ее таланта обойду стороной.
По-моему, у Народного писателя Ингушетии Раисы Дидиговой еще три новые книги на подходе. Я им тоже желаю любви и признания читателей.
Пусть у твоей поэзии всегда будут любящие читатели, широкие горизонты, богатая география успехов!


Автор: Бийке Кулунчакова, народный писатель Дагестана

Оценить статью

Метки к статье: Бийке Кулунчакова, Журнал Дагестан

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^