» » Театр Поэзии – «начитанное место» в сердце города
Информация к новости
  • Просмотров: 1005
  • Добавлено: 3-03-2016, 21:50
3-03-2016, 21:50

Театр Поэзии – «начитанное место» в сердце города

Категория: Культура, №2 февраль 2016

Театр Поэзии – «начитанное место» в сердце города Пожалуй, самым значительным событием прошедшего Года литературы в Дагестане стало открытие в столице республики Театра Поэзии. Новый театр, расположившийся в специально перестроенном особняке по проспекту Гамзатова, как бы замкнул собой кольцо объектов культуры, украшающих центр Махачкалы.
Так уж вышло, что в нашем городе нет как такового исторического центра. Но зато на сравнительно небольшом по площади участке от моря до проспекта Гамзатова и от моста до площади, соответственно, сосредоточено такое количество театров, музеев, концертных залов и выставочных площадок и т.д., что район по праву может называться культурным центром республики.
Аналогов Театру Поэзии в России нет. А это означает, что нет четко прописанного регламента того, как он должен работать, нет жестких рамок, зато есть полная свобода творчества! К тому же, как следует из вывески на фасаде, это не только Театр Поэзии, но и Дом Поэзии, что, безусловно, накладывает определенную ответственность, а также расширяет возможности нового учреждения практически до бесконечности.
Об ответственности, целях, задачах, первых трудностях и первых успехах и, конечно, творческих планах рассказывает директор театра Елена Гарунова:
– В первую очередь мы постарались определить функциональность нашего учреждения для самих себя. Было очевидно, что театральные проекты, должны сочетаться с культурно-просветительскими и образовательными. У нас совсем небольшой зал – на 100 мест. Эта камерность, с одной стороны, помогает создать особую атмосферу, как нельзя лучше подходящую к восприятию поэтического слова, а с другой, требует высокого профессионализма, максимальной отдачи и сосредоточенности от исполнителей, находящихся в такой близости от зрителей.
– У театра пока нет своей труппы. Она появится в ближайшем будущем?
– Пока что этот вопрос остается открытым. Но независимо от того, появится или нет у нас своя труппа, мы будем использовать силы других театров. Точнее, будем приглашать актеров и режиссеров из других театров, давая им возможность реализовать свои проекты, требующие именно такого сценического пространства. За последние годы дагестанский зритель познакомился с жанром моноспектакля. Это целая серия блестящих спектаклей, показанных в рамках Международного фестиваля Русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона, и не менее яркие постановки наших режиссеров с нашими артистами.
Да, современный зритель привык к шоу, он ждет развлекательности от происходящего на сцене, но аншлаги на моноспектаклях Александра Морозова доказывают, что публика может (а главное – хочет!) видеть постановки, лишенные этой развлекательности по определению. Моноспектакль (тем более, поэтический) – это пища для ума. Здесь работает не только актер, но и зритель, который должен полностью погрузиться в происходящее, в своем воображении выстроить целый мир. Понятно, что таких людей не может быть много, стадион на поэтический спектакль не соберешь. Но нам очень хочется, чтобы формировалась публика с хорошим вкусом, умеющая не только слушать, но и слышать поэтическое слово.
Вопреки прогнозам злопыхателей, своя публика у нового театра появилась почти сразу. График мероприятий очень плотный, иногда по три-четыре в неделю. Это вечера памяти выдающихся поэтов прошлого и современности, когда их произведения звучат в исполнении как профессиональных артистов, так и любителей поэзии, поднимающихся на сцену прямо из зрительного зала; встречи с дагестанскими поэтами, пишущими на национальных языках; спектакли в рамках проекта «Театры Дагестана на сцене Театра поэзии», совместные литературно-музыкальные вечера артистов разных театров и солистов Дагестанской филармонии.
Гостями цикла «Встречи в Театре Поэзии» успели побывать многие выдающиеся деятели культуры республики, включая тех, кто обычно создает сценическое действо, но сам на подмостки не выходит. Это заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Русского драматического театра им. М. Горького Скандарбек Тулпаров; заслуженный артист России, балетмейстер, художественный руководитель балетной труппы Дагестанского государственного театра оперы и балета Муса Оздоев, привыкший общаться со зрителем не вербально, а с помощью хореографии. Очень теплой и неформальной получилась также встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Азербайджанской Республики в Российской Федерации – Поладом Бюль-бюль-оглы.
Одним из самых ярких мероприятий, осуществленных Театром Поэзии за неполный год своего существования, стал моноспектакль Марины Карпачевой «Бессонница» по одноименному поэтическому циклу Марины Цветаевой (фоторепортаж со спектакля украсил обложку январского номера нашего журнала). Выпускница Театрального училища им. Б. Щукина Марина Карпачева приехала в Дагестан в 2004 году по приглашению Скандарбека Тулпарова – как приглашенный режиссер Русского театра. За эти годы она осуществила в театрах республики более 10 постановок, а в качестве актрисы ее саму мы впервые увидели именно на сцене Театра Поэзии. По словам самой Марины Карпачевой, со стихами Цветаевой она работает давно, играла моноспектакль в Москве: «Я прочла несколько цветаевских стихотворений из этого цикла на сцене Театра Поэзии во время «Ночи Искусств», после чего и появилась идея сыграть моноспектакль в полном объеме, но, конечно, он был переработан и дополнен. В частности, появилось музыкальное сопровождение в исполнении замечательной пианистки Рамины Магомедовой». Спектакль так понравился зрителям, что был сыгран уже два раза, став, можно сказать, репертуарным.
Репертуарный план на текущий год уже составлен, но зрителей ждет еще немало приятных сюрпризов:
– Конечно, работа с поэтическим материалом для нас первостепенна, – говорит заместитель директора Театра Поэзии по творческой части Ариза Батырова. – Но и высокая проза, несомненно, будет звучать с нашей сцены. Поэтического материала много, но пока что большие проекты на уровне Шекспира мы не можем осуществить. На фасаде театра золотыми буквами написано «От Пушкина до Гамзатова и…» – вот в это «и» вмещается очень много. В первую очередь, конечно, дагестанская поэзия, причем не только произведения признанных мэтров, но и стихи совсем молодых и даже юных авторов. Они не только выступают, причем успешно, на нашей сцене, но для них проводятся встречи с нашими живыми классиками, а также литературоведами и критиками. В планах у нас обратиться к легендам народов Дагестана, которые на русском языке существуют именно в поэтической форме. Этот пласт нашей культуры, к сожалению, известен в основном лишь специалистам, и мы хотим это исправить. Хотелось бы также поближе познакомить дагестанцев с поэтической культурой Кавказа в целом. Через Союз писателей республики, через Союз театральных деятелей завязываем контакты, ведем переговоры и очень ждем мастеров слова из соседних республик на нашей сцене.
Год литературы закончился. 2016-й в стране объявлен Годом кино. Коллектив Театра Поэзии и тут не остался в стороне и еще в декабре совместно с Дагестанским государственным театром оперы и балета осуществил неординарный проект на стыке сразу нескольких видов искусства – «Декабрьский солнцеворот. Песни из любимых кинофильмов». В песнях, хорошо известных и горячо любимых всеми с детства, наилучшим образом было представлено удивительно гармоничное сочетание поэзии и музыки.
А выставка Тимура Мусаева-Кагана «Собачье сердце. Экранизация экранизации», открывшаяся в выставочном зале Театра Поэзии 23 января, пример еще более сложного сочетания различных видов искусств: литературы, кино, и концептуального искусства (визуальный ряд включал в себя серию работ, выполненных в смешанной технике – картон, акрил, графит – и дополненных авторскими текстами, плюс видео-арт). Художник, отличающийся тонкой интуицией и безупречным художественным вкусом, известный своей любовью к экспериментам, прямому и скрытому цитированию различных общеизвестных изображений, текстов, образов, играм в ассоциации с ассоциациями, в очередной раз ухватил важное, остроактуальное и остросоциальное Нечто, витающее в воздухе, взломал и перешифровал очередной культурный код. Как режиссер Бортко в свое время (читай: своевременно) перемонтировал булгаковский текст о профессоре, пытавшемся хирургическим методом перекроить человека в условиях перекроенной революцией реальности, так художник Мусаев-Каган перемонтирует фильм применительно к уже сегодняшней, вновь и вновь перекраиваемой и переформатируемой реальности.
Выступая на открытии этой выставки, Елена Гарунова заметила, что «Театр Поэзии – это бывшая библиотека, в которой многие прочитали впервые «Собачье сердце» и многое другое. Говорят, что есть места намоленные, а это место – «начитанное». С 1934 года много поколений дагестанцев приходили сюда. И я надеюсь, что хорошая аура этого места будет привлекать сюда махачкалинцев!»
Действительно, дело ведь не в том, как называется здание – театром, библиотекой или музеем, а в том, что каждый из нас узнает о мире и о себе, входя в его двери, и что вынесет в себе, закрывая их, выходя. Поэзия – это не только стихи, а изобразительное искусство – не только картины. Первая может с легкостью обходиться без рифмы, а второе без красок. Выражать свои мысли можно и вербально, и с помощью визуализации образов, и с помощью музыки, и еще тысячью способов. Главное, чтобы мысли эти были достойными.
Мир изменяется, а человеку все также хочется сбежать от суеты и прикоснуться к прекрасному, поплакать над высокой трагедией и посмеяться над высокой комедией, услышать красоту живого слова на родном языке, самому прочесть вслух. Театр Поэзии – Дом Поэзии стал таким культурным убежищем для всех умеющих мыслить, читать, слушать, думать, понимать.


Автор: Влада Бесараб

Оценить статью

Метки к статье: Влада Бесараб, Журнал Дагестан

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^