» » Грузия – страна моей любви и надежды
Информация к новости
  • Просмотров: 888
  • Добавлено: 3-03-2016, 21:53
3-03-2016, 21:53

Грузия – страна моей любви и надежды

Категория: Культура, №2 февраль 2016

На тебя сквозь радость и слезы
Нагляжусь ли? Милость прояви:
Пусть на грудь твои мне лягут лозы,
Грузия – страна моей любви!
Расул Гамзатов

 Грузия – страна моей любви и надеждыВсе это началось ровно пятьдесят лет тому назад. Впервые в своей жизни я сел в поезд и через два дня очутился в Тбилиси, столице Грузинской ССР.
Мне тогда было ровно восемнадцать лет. Со мной ехали 15 дагестанских юношей и девушек. Мы ехали туда, чтобы учиться актерской профессии. У каждого из 15 человек – аварцев – была уже своя история общеобразовательного образования.
Десятилетку я окончил в Кахибской средней школе. Поехал сразу в Махачкалу – поступать на факультет журналистики Дагестанского государственного университета им. В.И. Ленина. Ехал по совету учителей. В годы учебы в школе писал стихи и статьи. Был внештатным инструктором райкома КПСС и издавал плакаты «Крокодил идет по району».
Факультет журналистики был закрыт, и я сдал экзамены на исторический факультет университета. Ждал результатов конкурса – на одно место тогда набралось девять абитуриентов. Двоюродный брат принес «Дагестанскую правду», где было объявление, что при Грузинском театральном институте имени Шота Руставели открывается аварская студия.
Желающим учиться в Грузии, надо было собраться в здании Министерства культуры Дагестана, которое находилось на берегу моря, в том самом здании, где до недавнего времени была филармония.
Желающих поступить в аварскую студию оказалось вдвое больше, чем требовалось. В составе компетентной приемной комиссии были и педагоги института, специально приехавшие из Тбилиси, – доцент Грузинского театрального института Малика Николаевна Мревлишвили и старший преподаватель Александр Ильич Микелдзе.
Помимо знаний общеобразовательных предметов мы обязаны были показать сценические этюды по своему усмотрению, чтение наизусть стихов. Приветствовалось наличие музыкального слуха, хореографических данных и др. Все эти вещи я показал привычно легко, и оказался в числе принятых 14 абитуриентов…
Я рос и учился в горах. Кроме Махачкалы, куда приехал поступать, да Баку – проездом, я ни в каком другом городе не бывал. Когда приехал в Тбилиси, у меня было такое ощущение и самочувствие, будто я оказался на другой планете. Страна яркого солнца – Грузия, поразила 18-летнего юношу своей дивной красотой и древностью, вызвав у него бурю эмоций. Сакартвело! Постепенно я узнавал все больше и больше о городе и о стране. Сегодня хочется с удовольствием поделиться воспоминаниями и о городе, и о самой Грузии, где мне судьбой было назначено провести семь лет своей жизни.
Тбилиси оказался одним из древнейших городов мира. Свое название он получил в связи с теплыми серными источниками, которыми богата территория города и поныне именуемая тбилисцами районом целебных серных бань. Говорили, что один из переулков Тифлиса до революции назывался Лезгинским. Значит, здесь еще в те годы жило много дагестанцев. Известно, что в городе тогда работали мастера-кубачинцы – такие, как Алихан, Абдулжалил Ибрагимов. А братья Кажлаевы и Канкоевы – лакцы, вместе с грузинскими мастерами создавали высокохудожественные изделия. Были у них тогда в городе Тбилиси свои магазины.
Я застал Тбилиси цветущим современным городом. Город, без преувеличения, сердце и мозг Грузии. Город, где обработка металлов, машиностроение, текстильное производство, легкая и пищевая промышленности высоко развиты. Город, руководство которого заботилось и о внешнем облике города, уделяя его благоустройству постоянное внимание; и о населении – стараясь улучшить его бытовые условия, поднять культурный уровень.
Поверьте мне, очень красив город Тбилиси своими архитектурными ансамблями – такими, как Дом правительства, Государственный музей Грузии, стадион «Динамо», верхняя станция фуникулера, Административный дом Грузии, Дом связи, Зооветеринарный институт, а также жилые дома по левому берегу реки Мтквари на улице Н. Николадзе, по проспекту Ильи Чавчавадзе. Но самым красивым и дорогим для меня стало здание Театра имени Шота Руставели, на базе которого был создан и где помещался наш театральный институт. Он знаменателен для меня не только тем, что здесь я учился целых семь лет, – здесь я впервые встретился с великим поэтом современности Расулом Гамзатовым. Он тогда пришел в наш институт, а затем пригласил всех студийцев-земляков в гостиницу «Интурист». Много поучительного тогда он преподал нам – студентам, но из всего сказанного мне запомнились его слова, не раз прозвучавшие в тот вечер: «Не забудьте, что вы – дагестанцы. Не теряйте честь и достоинство своего Дагестана».
Никогда не забыть чудесный парк культуры и отдыха на плато фуникулера, куда мы поднимались в праздничные вечера, откуда город был подобен перевернутому небу с миллионами горящих ламп. Незабываемое зрелище!
Я ежедневно занимался в одном из самых больших парков грузинской столицы – строящемся тогда молодом парке в Ваке, что находился почти рядом со студенческим городком, где мы, студенты аварской студии, жили. Рассказывали, что в этих двенадцати корпусах городка в годы Великой Отечественной войны лечились раненые солдаты… И именно для них были построены эти деревянные двухэтажные корпуса.
Чтобы Вы, уважаемый читатель, имели представление о культурной жизни тогдашнего Тбилиси, достаточно сказать, что отдыху и развлечению жителей города служили одиннадцать театров, до пятидесяти кинотеатров и киноустановок, шестнадцать музеев, два больших стадиона, киностудия, клубы и многочисленные культурно-просветительные учреждения.
Нам всем хорошо известно, что Грузия – театральная Мекка всего Кавказа. Да и для России она дала столько великих театральных деятелей, что всех не перечислить в этих заметках. Достаточно вспомнить великого режиссера, создателя МХАТа Владимира Немировича-Данченко, гениальных выдающихся режиссеров Котэ Марджанишвили и Георгия Товстоногова, да и сам Евгений Вахтангов учился здесь.
Основы советского грузинского театра заложили известные режиссеры Котэ Марджанишвили, Сандро Ахметели, целая плеяда блестящих грузинских актеров, режиссеров – Верико Анджапаридзе, Ушанги Чхеидзе, Акакий Сарава, Акакий Васадзе, Серго Закариадзе и др.
Сейчас, когда я задумываюсь над тем, что сформировало мои театральные идеалы и определило развитие моего вкуса, сразу же всплывают яркие воспоминания и переживания, связанные, прежде всего, с театральной жизнью Тбилиси конца 60-х годов прошлого века. Хотя после грузинского театрального института я учился в Москве в ГИТИСе, целый год находился в Академическом театре Маяковского и на режиссерском факультете Академического театра Вахтангова, а также 2 года стажировался в театре им. Комиссаржевской в Ленинграде. Это и понятно, ведь время как бы выметает из сокровищницы нашей памяти посторонние, второстепенные и оставляет только самые сильные впечатления, а потому большие переживания молодости всегда глубже, сильнее, устойчивее.
В 1964 году мы окончили учебу. На родину в Дагестан привезли два дипломных спектакля «Лавина» М. Мревлишвили и «Испанский священник» Дж. Флетчера. Оба спектакля поставил заслуженный деятель искусств Дагестана, профессор Антон Яссонович Тавзарашвили. С большим успехом шел тогда спектакль «Испанский священник».
Окончили театральный институт 13 человек. Это: Салманов Магомед, Сайпудинов Ахмед, Махаев Арифула, Гусейнов Абудинавас, Лабазанова Зайнаб, Гаджилов Магомедрасул, Гаджиев Хабиб, Аминова Патимат, Алиева Зульмира, Заурбекова Патимат, Гаджимагомедов Али, Исмаилов Гимбат и я. Сегодня из них в театре работают только двое, но и другие нашли применение своим знаниям и трудятся на благо развития дагестанской науки и искусства.
По просьбе Абдурахмана Даниялова и ректора института Ильи Тавадзе, а также нашего преподавателя родного аварского языка профессора Загидат Магомедбековой я остался в Тбилиси на режиссерском факультете. «Если ты любишь свой маленький народ, то именно ты обязан быть первым профессиональным режиссером-аварцем», – говорили они мне. Но это совсем особый разговор, а может быть, для другого случая.
В этом году, как я уже писал, 50 лет нашему выпуску. Своего рода юбилейная дата, где есть повод подытожить прошлое. А прошлое, как вы, наверное, заметили, для меня особенно примечательное, незабываемое.
Большинства из педагогов, которые нам тогда давали знания и творческий заряд на всю жизнь, к сожалению, уже нет. Но они, несомненно, будут на протяжении всей нашей последующей жизни освещать как неугасимый светильник путь дальнейшего творчества, нашу жизнь. Они как живые, словно как художественная совесть будут лично у меня присутствовать в моем творческом сознании и воображении. В порыве я не раз пытался бросить все и уйти из театра, но каждый раз в памяти всплывали образы моих наставников, как будто глядящих на меня с укором. И мне становилось стыдно. Поэтому, терпя и преодолевая трудности, к удивлению друзей и недругов, я все еще в театре.
В системе образного мышления и выразительности, стремлении к высокому искусству, в смелости и вдохновении, во всем, чем может жить в труде художник – во мне нераздельно со мной живет Грузия, Тбилисский театр, мои педагоги.
В своей бессмертной поэме Шота Руставели приводит такую надпись в горах Китая: «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг». И у Эфенди Капиева есть такие строки:
- Куда идешь, счастье?
- Туда где дружба.
О настоящей любви говорить всегда трудно и сложно. На словах все равно не выразить. «Мысль изреченная есть ложь», – воскликнул в сердцах Ф.И. Тютчев, и потому у меня, наверное, эти заметки получились сумбурные.
Исторические корни дружественных отношений народов Кавказа, особенно Дагестана и Грузии, очень древние и традиционные. Эти традиции дружбы продолжаются. «В мире жить – с миром жить» – есть такая русская пословица. Я верю, что дружба между Дагестаном и Грузией будет братская и вечная. Иншаллагь!


Автор: Хайбула Абдулгапуров, главный режиссер, художественный руководитель Аварского музыкально-драматического театра имени Г. Цадасы.

Оценить статью

Метки к статье: Хайбула Абдулгапуров, Журнал Дагестан

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^