» » Маэстро Хлебников
Информация к новости
  • Просмотров: 1021
  • Добавлено: 29-01-2017, 16:41
29-01-2017, 16:41

Маэстро Хлебников

Категория: Культура, Интервью, № 1 январь 2017

Маэстро ХлебниковМинувшей осенью в республике был создан Единый национальный симфонический оркестр Дагестана. А уже в декабре состоялся Новогодний симфонический концерт, на котором коллектив под руководством знаменитого дирижера, народного артиста России Валерия Хлебникова представил публике большую сложную программу, подарив слушателям такие музыкальные шедевры, как: «Марш Радецкого», полька «Трик-Трак» и вальс «Розы юга» Штрауса, «Лебединое озеро» Чайковского, «Лезгинка» Агабабова и многое другое. Накануне этого значимого музыкального события дирижер Валерий Хлебников дал интервью нашему журналу.
Валерий Владимирович Хлебников – российский дирижер, гобоист и музыкальный педагог. Более 30 лет проработал солистом симфонического оркестра Ростовской филармонии, профессор Ростовской консерватории, заслуженный артист РСФСР, народный артист Чеченской Республики, народный артист России, лауреат национальной премии «Человек года» (2014) в области культуры. Профессор Хлебников сегодня – один из лучших преподавателей России по классу гобоя. Он с успехом представляет страну в Германии, Финляндии, Франции, Польше, ЮАР, Намибии, Мальте, Испании, Италии. С 1 апреля 2015 года Валерий Хлебников по приглашению Министерства культуры Дагестана работает художественным руководителем Симфонического оркестра РД, на базе которого и образован Единый национальный симфонический оркестр республики.
 
– В какой момент вы решили связать свою жизнь с музыкой, и жалели ли об этом когда-нибудь?
– На самом деле я никогда не решал связывать свою жизнь с музыкой. Я просто любил музыку. С самого детства. Сколько себя помню. Уже в пять лет я довольно лихо играл на гармошке в деревне! Я просто никогда не думал и не думаю, что могу заниматься чем-то другим, кроме музыки. 
– Гобоист, музыкальный педагог, дирижер. Что все-таки для вас первостепенно?
– Я преподаю в Ростовской консерватории. Уже продолжительное время веду класс гобоя и дирижирования. Многие мои студенты играют в очень серьезных и престижных оркестрах в России и за рубежом: в Шведской Королевской опере, в Большом театре, в Мариинском театре. Среди моих студентов много лауреатов международных конкурсов. Я с удовольствием занимаюсь с талантливыми ребятами. Именно это доставляет мне огромную радость. 
– Расскажите о самых ярких выступлениях за последнее время.
– 14 апреля 2016 в Валенсии (Испания) прошел концерт, в котором я выступил с Испанским камерным оркестром в одном из лучших залов Европы El Palau de la Musica. Исполняли произведения Вивальди, Листа, Баха, а также прозвучала премьера – музыка для двух фортепиано, солирующего кларнета, детского хора и симфонического оркестра испанского композитора Эреса Бруна. Выступали солисты: Александр Яковлев (фортепиано), Саяна Сангидорж (фортепиано), Раул Травел (кларнет), Ваня Скокович (скрипка). Играть в этом зале очень престижно для любого музыканта, для дирижера, тем более. Зал на полторы тысячи мест был переполнен. Я впервые в жизни дирижировал концертом, когда публика сидела не только сзади, как в обычных залах, к чему я привык за все годы, но еще и спереди, и с обеих сторон. Это было очень непривычно, поскольку я никогда не слежу за своей мимикой во время дирижирования, а здесь пришлось контролировать себя, чтобы не гримасничать. Эмоции, конечно, переполняли – великолепный оркестр, огромный орган, потрясающие солисты. 
Еще одно важное событие – фестиваль фортепианной музыки, проходивший в июне 2016 года тоже в Испании, но в маленьком городке под названием Бенаске. В нем участвовали музыканты из южной Кореи, Китая, Японии, Америки, Болгарии, Сербии. В Бенаске я продирижировал несколько концертов: два концерта Шопена, концерты Бетховена, Моцарта и совершенно удивительное произведение Копланда для кларнета – очень сложное, как для солиста, так и для дирижера.
– Как такой опыт помогает в работе с нашим коллективом?
– Тут дело не в опыте, а в том, что я сегодня позиционирую себя именно как дирижер Национального симфонического оркестра Дагестана. То есть, впервые в истории дагестанской академической музыки дирижер выезжает за пределы России и работает в других странах. Такая практика не то, чтобы помогает мне, она позволяет сравнивать, это интересно для меня. У нас в Дагестане есть огромный потенциал для того, чтобы оркестр вышел на серьезный, может быть, даже европейский уровень. Мы начали активно и много репетировать. После объединения Государственного хора и Симфонического оркестра мы работаем по единому репетиционному графику, времени у нас теперь больше, музыканты не «бегают» с одной репетиции на другую, как раньше. 
– Что уже есть в репертуаре нового дагестанского оркестра, и что еще будет?
– Все, что было исполнено с испанским оркестром, есть и в репертуаре нашего коллектива. Недавно мы исполняли здесь «Времена года» Вивальди. С успехом представили в Махачкале «Реквием» Моцарта. Концерт тогда посетил глава республики Рамазан Абдулатипов. Сейчас у нас необъятный фронт работы, я намерен продирижировать всё, написанное дагестанскими композиторами. Я, как дирижер, обязан это сделать, а как человеку мне это интересно. Публика должна познакомиться с музыкой дагестанских авторов. Наби Дагиров, Готфрид Гасанов, Сергей Агабабов, Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев, Магомед Касумов, Магомед Гусейнов и другие – все это значимые имена для республики, их произведения должны звучать!  
– Как Вы оцениваете потенциал музыкантов Симфонического оркестра Дагестана?
– Я испытываю истинное удовольствие от работы с оркестром – за очень короткое время музыканты достигли очень хорошего уровня. Мы можем исполнять виртуозные произведения, которые ранее в Дагестане не звучали. Это, например, 6-я симфония Чайковского, 40-я симфония Моцарта и т.д. В наших планах – приглашение для участия в совместных концертах лучших пианистов. Думаю, в недалеком будущем мы представим дагестанскому слушателю и 9-ю симфонию Бетховена. Тем более что сегодня, благодаря главе республики Рамазану Гаджимурадовичу Абдулатипову, мы стали обладателями новых, прекрасных инструментов. Ранее мы приобрели литавры, трубы, тромбоны фирмы «Bach» малый барабан и тарелки. Теперь  к ним добавились трубы, валторны, кларнеты – то есть, по сути, мы обновили всю духовую группу. Инструменты привезены из Санкт-Петербурга и Амстердама. Весь наш коллектив бесконечно благодарен и руководителю республики, и министру культуры Дагестана Зареме Бутаевой за понимание наших нужд и помощь. Наше новогоднее выступление прошло уже с этими инструментами – прекрасное звучание!
– Расскажите подробнее об этом концерте. Говорят, что вы планируете перенять опыт Венского оркестра и сделать его традиционным?
– Да, действительно, у истоков проведения новогодних симфонических концертов стоял Венский филармонический оркестр. Мы решили перенять эту традицию и поэтому составили репертуар первого концерта, за редкими исключениями, из музыки Штрауса. 
– Если что-то во время концерта идет не так, вы вините в первую очередь себя или исполнителей?
– После каждого концерта мы анализируем свою работу. В искусстве предела совершенству быть не может. Поэтому, конечно, что-то у нас получается, может, даже лучше, чем на репетициях, а что-то выходит совсем не так, как хотелось бы. Самое главное – это реакция публики. Наша, дагестанская, публика доброжелательна, отзывчива и не скупится на аплодисменты, даже когда музыканты играют не идеально, но это не повод расслабляться.
– Каковы ваши планы на 2017 год?
– Мы уже готовимся к Международному Музыкальному Фестивалю «Порт-Петровские Ассамблеи». Надеюсь, руководство Даггосфилармонии включит нас в программу. Я бы хотел пригласить в республику американского кларнетиста, с которым в Испании исполнял музыку Копланда. Я думаю, что он будет достойным участником фестиваля. Также есть большое желание поездить по республике. Практика показала, что люди, однажды услышав музыку великих композиторов, просто влюбляются в нее. Будем работать. 
– Мы с вами много говорили о музыке и профессии. А каков Валерий Хлебников вне музыки и профессии?
– Много читаю. Перечитываю то, что прочел раньше. Больше всего это Чехов, Достоевский, Толстой. Стараюсь как можно больше узнать новой музыки, которую раньше не знал. Узнать все, к сожалению, невозможно. Сейчас я усиленно занимаюсь изучением английского языка, поскольку у меня предполагается несколько концертов в англоязычных странах, а язык я знаю недостаточно хорошо. Что еще?.. Люблю футбол! Куда же без него (улыбается). Ну и моя профессия дает мне возможность путешествовать, что я тоже очень люблю. 
Фото автора


Автор: Мадина Рамазанова

Оценить статью

Метки к статье: Журнал Дагестан, Мадина Рамазанова, Культура, Музыка, Дагестан, Валерий Хлебников

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^