
Валерий Владимирович Хлебников – российский дирижер, гобоист и
музыкальный педагог. Более 30 лет проработал солистом симфонического оркестра
Ростовской филармонии, профессор Ростовской консерватории, заслуженный артист
РСФСР, народный артист Чеченской Республики, народный артист России, лауреат
национальной премии «Человек года» (2014) в области культуры. Профессор
Хлебников сегодня – один из лучших преподавателей России по классу гобоя. Он с
успехом представляет страну в Германии, Финляндии, Франции, Польше, ЮАР,
Намибии, Мальте, Испании, Италии. С 1 апреля 2015 года Валерий Хлебников по
приглашению Министерства культуры Дагестана работает художественным
руководителем Симфонического оркестра РД, на базе которого и образован Единый
национальный симфонический оркестр республики.
– В какой момент вы
решили связать свою жизнь с музыкой, и жалели ли об этом когда-нибудь?
– На самом деле я никогда не решал связывать свою жизнь с
музыкой. Я просто любил музыку. С самого детства. Сколько себя помню. Уже в
пять лет я довольно лихо играл на гармошке в деревне! Я просто никогда не думал
и не думаю, что могу заниматься чем-то другим, кроме музыки.
– Гобоист,
музыкальный педагог, дирижер. Что все-таки для вас первостепенно?
– Я преподаю в Ростовской консерватории. Уже продолжительное
время веду класс гобоя и дирижирования. Многие мои студенты играют в очень
серьезных и престижных оркестрах в России и за рубежом: в Шведской Королевской
опере, в Большом театре, в Мариинском театре. Среди моих студентов много
лауреатов международных конкурсов. Я с удовольствием занимаюсь с талантливыми
ребятами. Именно это доставляет мне огромную радость.
– Расскажите о самых
ярких выступлениях за последнее время.
– 14 апреля 2016 в Валенсии (Испания) прошел концерт, в
котором я выступил с Испанским камерным оркестром в одном из лучших залов
Европы El Palau de la Musica. Исполняли произведения Вивальди, Листа, Баха, а
также прозвучала премьера – музыка для двух фортепиано, солирующего кларнета,
детского хора и симфонического оркестра испанского композитора Эреса Бруна.
Выступали солисты: Александр Яковлев (фортепиано), Саяна Сангидорж
(фортепиано), Раул Травел (кларнет), Ваня Скокович (скрипка). Играть в этом
зале очень престижно для любого музыканта, для дирижера, тем более. Зал на
полторы тысячи мест был переполнен. Я впервые в жизни дирижировал концертом,
когда публика сидела не только сзади, как в обычных залах, к чему я привык за
все годы, но еще и спереди, и с обеих сторон. Это было очень непривычно,
поскольку я никогда не слежу за своей мимикой во время дирижирования, а здесь
пришлось контролировать себя, чтобы не гримасничать. Эмоции, конечно,
переполняли – великолепный оркестр, огромный орган, потрясающие солисты.
Еще одно важное событие – фестиваль фортепианной музыки,
проходивший в июне 2016 года тоже в Испании, но в маленьком городке под
названием Бенаске. В нем участвовали музыканты из южной Кореи, Китая, Японии,
Америки, Болгарии, Сербии. В Бенаске я продирижировал несколько концертов: два
концерта Шопена, концерты Бетховена, Моцарта и совершенно удивительное
произведение Копланда для кларнета – очень сложное, как для солиста, так и для
дирижера.
– Как такой опыт
помогает в работе с нашим коллективом?
– Тут дело не в опыте, а в том, что я сегодня позиционирую
себя именно как дирижер Национального симфонического оркестра Дагестана. То
есть, впервые в истории дагестанской академической музыки дирижер выезжает за
пределы России и работает в других странах. Такая практика не то, чтобы
помогает мне, она позволяет сравнивать, это интересно для меня. У нас в
Дагестане есть огромный потенциал для того, чтобы оркестр вышел на серьезный,
может быть, даже европейский уровень. Мы начали активно и много репетировать. После
объединения Государственного хора и Симфонического оркестра мы работаем по
единому репетиционному графику, времени у нас теперь больше, музыканты не
«бегают» с одной репетиции на другую, как раньше.
– Что уже есть в
репертуаре нового дагестанского оркестра, и что еще будет?
– Все, что было исполнено с испанским оркестром, есть и в
репертуаре нашего коллектива. Недавно мы исполняли здесь «Времена года»
Вивальди. С успехом представили в Махачкале «Реквием» Моцарта. Концерт тогда
посетил глава республики Рамазан Абдулатипов. Сейчас у нас необъятный фронт
работы, я намерен продирижировать всё, написанное дагестанскими композиторами.
Я, как дирижер, обязан это сделать, а как человеку мне это интересно. Публика
должна познакомиться с музыкой дагестанских авторов. Наби Дагиров, Готфрид
Гасанов, Сергей Агабабов, Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев, Магомед Касумов,
Магомед Гусейнов и другие – все это значимые имена для республики, их
произведения должны звучать!
– Как Вы оцениваете
потенциал музыкантов Симфонического оркестра Дагестана?
– Я испытываю истинное удовольствие от работы с оркестром –
за очень короткое время музыканты достигли очень хорошего уровня. Мы можем
исполнять виртуозные произведения, которые ранее в Дагестане не звучали. Это,
например, 6-я симфония Чайковского, 40-я симфония Моцарта и т.д. В наших планах
– приглашение для участия в совместных концертах лучших пианистов. Думаю, в
недалеком будущем мы представим дагестанскому слушателю и 9-ю симфонию
Бетховена. Тем более что сегодня, благодаря главе республики Рамазану
Гаджимурадовичу Абдулатипову, мы стали обладателями новых, прекрасных
инструментов. Ранее мы приобрели литавры, трубы, тромбоны фирмы «Bach» малый
барабан и тарелки. Теперь к ним
добавились трубы, валторны, кларнеты – то есть, по сути, мы обновили всю
духовую группу. Инструменты привезены из Санкт-Петербурга и Амстердама. Весь
наш коллектив бесконечно благодарен и руководителю республики, и министру
культуры Дагестана Зареме Бутаевой за понимание наших нужд и помощь. Наше
новогоднее выступление прошло уже с этими инструментами – прекрасное звучание!
– Расскажите
подробнее об этом концерте. Говорят, что вы планируете перенять опыт Венского
оркестра и сделать его традиционным?
– Да, действительно, у истоков проведения новогодних
симфонических концертов стоял Венский филармонический оркестр. Мы решили
перенять эту традицию и поэтому составили репертуар первого концерта, за
редкими исключениями, из музыки Штрауса.
– Если что-то во
время концерта идет не так, вы вините в первую очередь себя или исполнителей?
– После каждого концерта мы анализируем свою работу. В
искусстве предела совершенству быть не может. Поэтому, конечно, что-то у нас
получается, может, даже лучше, чем на репетициях, а что-то выходит совсем не
так, как хотелось бы. Самое главное – это реакция публики. Наша, дагестанская,
публика доброжелательна, отзывчива и не скупится на аплодисменты, даже когда
музыканты играют не идеально, но это не повод расслабляться.
– Каковы ваши планы
на 2017 год?
– Мы уже готовимся к Международному Музыкальному Фестивалю
«Порт-Петровские Ассамблеи». Надеюсь, руководство Даггосфилармонии включит нас
в программу. Я бы хотел пригласить в республику американского кларнетиста, с
которым в Испании исполнял музыку Копланда. Я думаю, что он будет достойным участником
фестиваля. Также есть большое желание поездить по республике. Практика
показала, что люди, однажды услышав музыку великих композиторов, просто
влюбляются в нее. Будем работать.
– Мы с вами много
говорили о музыке и профессии. А каков Валерий Хлебников вне музыки и
профессии?
– Много читаю. Перечитываю то, что прочел раньше. Больше
всего это Чехов, Достоевский, Толстой. Стараюсь как можно больше узнать новой
музыки, которую раньше не знал. Узнать все, к сожалению, невозможно. Сейчас я
усиленно занимаюсь изучением английского языка, поскольку у меня предполагается
несколько концертов в англоязычных странах, а язык я знаю недостаточно хорошо.
Что еще?.. Люблю футбол! Куда же без него (улыбается). Ну и моя профессия дает
мне возможность путешествовать, что я тоже очень люблю.
Фото автора
Автор: Мадина Рамазанова