Информация к новости
  • Просмотров: 1195
  • Добавлено: 3-03-2017, 15:38
3-03-2017, 15:38

Кино и горцы

Категория: Культура, № 2 февраль 2017

Как говорил дедушка Ленин, «Кино для нас – важнейшее из искусств», и Дагестан в этом искусстве тоже принял свое непосредственное участие. Да, мы не были на центральных ролях, как наши закавказские соседи с целой плеядой гениальных режиссеров и актеров – таких, как, например, Георгий Данелия, Рустам Ибрагимбеков, Тенгиз Абуладзе, Фрунзик Мкртчян и многие другие, но наша республика тоже оставила, хоть и не самый значительный, но след в этом важнейшем из искусств.
Первой дагестанской ласточкой в мире кино стала лезгинская актриса, уроженка селения Ахты, Сафият Аскарова. Волей случая в 1925 году замеченная режиссёром Владимиром Касьяновым, она получила роль в первом фильме, снимавшемся на территории Дагестана «Под властью адата». После чего получила еще несколько предложений сыграть в фильмах Касьянова, став по праву настоящей звездой немого кино. Увы, болезнь в 1938 г. поставила крест на дальнейшей кинематографической судьбе актрисы, и она полностью посвятила себя сцене Театра имени Вахтангова. Скончалась актриса в 1955 году, похоронена на Ваганьковском кладбище.
В 1941 году мэтр кинорежиссуры Иван Пырьев снял фильм «Свинарка и пастух», вошедший в Золотой фонд советского кино. И пусть в нем не снимались дагестанцы, но страна увидела один из самых ярких и запоминающихся образов дагестанца, чабана Мусаиба, гениально сыгранного актером Зельдиным. Возможно, сегодня для всех нас дико звучит эта история любви чабана и свинарки – в силу определенной своей нелогичной харамности, но горец в исполнении Владимира Зельдина, пусть и в условиях дикого соцреализма, выглядел по-настоящему дагестанистым, смелым, мужественным, отважным и храбрым, бесстрашно вырвавшим красавицу Глашу из рук подлого конюха Кузьмы.
1959 год можно смело назвать днем рождения Дагестанского кинематографа. Наша республика подарила стране полностью свой, полнометражный фильм «Тучи покидают небо» по книге выдающегося даргинского прозаика Ахмедхана Абу-Бакара, в качестве композитора в нем выступил тогда еще начинающий, но уже замеченный многими, композитор Мурад Кажлаев (сегодня в арсенале Кажлаева музыка к 42 кинофильмам). Прекрасная история любви Джафара и Зайнаб была показана через призму борьбы нового времени с предрассудками и законами старых обычаев. Дебютную роль в картине сыграла, возможно, самая яркая актриса в истории нашей республики Барият Мурадова. Картина пришлась по душе зрителю, подарив нам поистине драгоценную фразу в исполнении Джафара: «Зайнаб, я окончил курсы чабана, теперь я чабан». Были времена, когда даже на чабана надо было оканчивать курсы.
Ахмедхан Абу-Бакар стал, наверное, одним из самых востребованных кинематографом писателей в Советском Союзе – по его книгам было снято 9 фильмов. Лучшими из них, на мой скромный взгляд, стали «Адам и Хева» и «Ожерелье для моей любимой», где в своей любимой, сатирическо-гротескно-ироничной манере писатель попытался показать изюминность нашей республики.
Немного обидно, что в фильмах по произведениям кубачинского писателя в ролях были задействованы не дагестанцы, а представители школы актерского искусства Закавказья, пусть и представленные такими яркими звездами, как Фрунзик Мкртчян, Кахи Кавсадзе, Георгий Гегечкори и т.д.  На то были вполне объективные причины, главная из которых – явное отставание в актерском мастерстве дагестанцев. Печально, что наш самый востребованный писатель в кино до сих пор не удостоился заслуженного памятника на родине. Возможно, это связано с тем, что ценности, которые он высмеивал в свое время из-за политики тех времен, сегодня вновь обрели свою великую значимость, и кто-то до сих пор не может простить ему это.
Семидесятые стали поистине золотым временем дагестанского кино. Все лучшее, что когда-нибудь снималось о дагестанцах и о Дагестане, было снято именно в этот период. Помимо россыпи прекрасных фильмов по сценарию нашего именитого кубачинца, в 1975 году мир увидел еще одно масштабное полотно, это «Горянка» по одноименной поэме Расула Гамзатова. Сумасшедшая драма о битве поколений, о завоевании молодыми своего места под солнцем – вопреки всем законам и обычаям гор, о роли женщины в новом Дагестане, ее праве самостоятельного жизнеопределения, стала вызовом обществу. А общество к тому времени еще окончательно не сбросило с себя оковы средневековых обычаев и адатов, не сделало оно этого и позднее, а со временем и вовсе еще крепче обвязало этими оковами себя же, – ибо соцреализм приходит и уходит, а заветы предков навсегда останутся в наших сердцах. Отрадно, что сыгравший свою дебютную роль в большом кино дагестанец Ислам Казиев практически полностью переиграл всех своих коллег по цеху из других регионов.
Этот период примечателен для Дагестана еще и тем, что на территории нашей республики был снят один из лучших советских фильмов всех времен и народов «Белое солнце пустыни».
Конец восьмидесятых подарил нам еще 2 неплохих фильма, это – «Сказание о храбром Хочбаре» и «Тайна рукописного Корана». Во втором фильме – по повести Ахмедхана Абу-Бакара, сыграл прекрасный дуэт в лице Баганда Магомедова и Патимат Кагировой; и если бы не лихие 90-е, уничтожившие большую советскую киноимперию, то, уверен, они бы впоследствии более ярко и плодотворно раскрыли свой актерский талант. 
С развалом Союза по инерции, на остатках великой индустрии, Ислам Казиев, уже в качестве режиссера, снял картину «Рай под тенью сабель». В условиях финансового дефицита и хаоса в стране кумыкскому драматургу все-таки удалось создать вполне смотрибельный продукт с более-менее приличной актерской игрой и не таким уж плохим сценарием.
В 1992 г. режиссер Валентин Хоменко снял очень неплохую драму «Глаза». Да, фильм не о дагестанцах, в нем нет дагестанских актеров, но это первый и, возможно, единственный фильм, снятый махачкалинской киностудией «Тарки Тау», после чего сама студия куда-то канула.
Стоит отметить также наших земляков, сыгравших пусть и небольшие, но значимые роли в больших проектах. Это и Асхаб Абакаров, уроженец Кахиба, удостоивший своим присутствием такие прекрасные картины, как «Узник замка Иф» и «Приключения принца Флоризеля». Это и Ширвани Чалаев, снявшийся у того же Асхаба Абакарова в «Тайне синих гор» и написавший музыку ко многим документальным и художественным фильмам. Это и гигант из Кикуни Абдурахман Османов, сыгравший массу эпизодических ролей.
В новейшей истории наша республика в кинематографе представлена в основном работами наших прославленных КВНщиков, это и серия фильмов «Разные песни по-любому» и проекты «Горцев от ума» – в этом же комедийно-юмористическом жанре. Полноценными картинами их вряд ли назовешь, они в основном были ориентированы на зрительскую аудиторию внутри республики. 
В середине нулевых определенными лицами была предпринята смелая попытка экранизации повести Льва Толстого «Хаджи Мурат», для чего был вызван даже именитый молдавский режиссер Эмиль Лотяну, но слабое финансирование и внезапная смерть Эмиля Лотяну поставили жирный крест на этом проекте.
Дагестан определенно еще не сказал своего яркого и громкого слова в кино, имея такую богатую и насыщенную историю и таких же героев; обладая генетически природным актерским талантом, мы по существу так и остались на задворках величайшего из искусств, принимая в нем лишь второстепенное участие. Мы не сняли по существу ни одного сильного и мощного фильма о своей родине. Надеюсь, снимем, и наши земляки со временем встанут в один ряд с нашими соседями, такими художниками, как Георгий Данелия, Тенгиз Абуладзе и Рустам Ибрагимбеков…


Автор: Махач Магомедов

Оценить статью

Метки к статье: Махач Магомедов, Журнал Дагестан, Литература

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^