» » Цветы и перья кубачинского платка
Информация к новости
  • Просмотров: 1134
  • Добавлено: 3-03-2017, 15:49
3-03-2017, 15:49

Цветы и перья кубачинского платка

Категория: Общество, № 2 февраль 2017

Когда произносишь слово «Кубачи», сразу представляешь серебро, кинжалы, украшения, посуду. За селом прочно закрепилось название Аула Златокузнецов. Никого этим уже не удивишь. Но есть у села еще одна особенность – женские большие белые платки. Такие носят только здесь.

Махачкала. Небольшой магазин с товарами для дома. За прилавком сидит девушка и вышивает на белой ткани, пока посетители лениво бродят среди прилавков. Подойдя ближе, вижу, что девушка вышивает крупное перо на широком шарфе.

– Вы кубачинка!

– Да.

– И замужем!

– Как вы догадались?

 

* * *

«В Кубачи каждая женщина умеет вышивать на казе», – несколько раз я слышала эту фразу от разных кубачинцев. За этим и поехала в село: разузнать о платках, поснимать процесс. Но даже представить не могла, что найти в селе женщину, расшивающую национальный платок, будет так сложно.

Из Махачкалы до Кубачи ехать часа четыре: сначала по равнине, потом по горам. Горная, не асфальтированная трасса городскому жителю дается нелегко, и зимний пейзаж за окном невеселый. Самый тяжелый отрезок пути – последний, от Уркараха. Дорога взлетает и падает, петляет, в окно страшно глянуть – кажется, что ненадежная трясущаяся маршрутка мчится в сантиметре от пропасти. Мы едем бесконечно долго, и только когда маршрутка останавливается на въезде в село и мимо проходит женщина в белом платке, понимаем – доехали. Мы на месте.

Как утверждают кубачинцы, первое упоминание об их селении встречается в письменных источниках IV века. В старой, уже полузаброшенной и полуразрушенной части села поверить в это легко и просто. Там давно никто не живет, крапива пошла в рост, только синие стены домов – кубачинская отдельная фишка – не тускнеют. Сейчас в ауле златокузнецов проживают около 3000 человек. Из труб на крышах почти каждого дома клубится дым. Постучи в любые ворота, везде откроют и примут гостя. У магазина, в старой части села сидят бабушки, вяжут джурабы. Интересуюсь, как бы найти кого-то, кто на казе вышивает. Женщины переглядываются: «Ой! Даже не знаем!» Как же так? Ведь нам говорили, что в Кубачи каждая женщина умеет это делать!

– Умеет, да. Но надо поискать. Мы уже давно не вышиваем.

Нас отправляют в другой магазин. Там работает Хадижат. Говорят, что она «точно вышивает». Но Хадижат именно сегодня уехала в Махачкалу. Мы ищем дальше.

Стучимся в один дом, опять мимо: «Ой, я пока это не делаю. У меня маникюр».

Во втором доме: «Не вышиваю уже. Вот к соседке моей постучите».

Соседки дома не оказалось. А в доме напротив женщина ответила, что давно оставила это дело, так как «зрение уже не то».

 

* * *

Дом Издаг Машаннаевой мы выбрали «методом тыка». С годами она реже вышивает, но в доме есть молодая невестка, Зайнаб, которая с радостью демонстрирует нам пяльцы и рассказывает о казах – национальных головных уборах кубачинок. Больше ни в одном дагестанском селе такие не носят. Если вы видите женщину в белом широком платке с вышитым узором и бахромой – значит, кубачинка, даже не сомневайтесь.

Этот головной убор больше напоминает широкий шарф, чем платок. Стандартная длина – 2,5 метра, а ширина – 50-70 см. Самый популярный цвет – белый, но встречаются еще молочного цвета, либо цвета слоновой кости. Кстати, на вышивание одного каза у опытной мастерицы уходит от нескольких недель до года.

– Наши женщины с детства учат своих дочерей вышивать на платке. Я помню, что в школу еще не ходила, когда мама меня учила этому делу, – вспоминает Зайнаб, разглядывая вышитые на казе цветы. – А с недавних пор в селе придумали новую традицию: каждое 1 сентября девушки, что перешли в одиннадцатый класс, приходят в школу в казе.

– Но современные девочки не хотят вышивать узор руками. Особенно те, кто в город переезжают. Хотя мы и не носим каз в городе, только здесь, в Кубачи его надеваем, – поддерживает тему вошедшая в комнату Издаг. В руках у нее несколько казов с разными рисунками. – Смотри, если на ткани маленький узор и короткая бахрома на платке, то его будет носить незамужняя девушка. У замужней женщины рисунок будет крупным и бахрому подлиннее позволительно носить.

Традиционно узор на платке вышивался золотыми или серебряными нитками, но сейчас используют и цветные нити. До наших дней сохранились только два узора, которые, по словам кубачинок, издревле вышивались на казе: перья и цветы.

– Каз с перьями называется калкуссалаказ, а с цветами – кацаннаказ. Другие узоры с модой меняются, а именно эти остались с давних времен. Мамы учат дочек вышивать именно эти рисунки, и казы с этими узорами обязательно должны быть в приданом каждой кубачинской невесты, – говорит Издаг.

Вообще, что касается кубачинских невест, то здесь, я считаю, им невероятно повезло. Во-первых, не нужно бегать по свадебным салонам в поисках подходящего платья, во-вторых, не нужно тратить огромные деньги на наряд и прическу. Ведь даже сейчас кубачинки выходят замуж в своей традиционной одежде, а на голову повязывают свадебный каз.

Традиционное кубачинское платье непременно расшито золотыми или серебряными нитками, и оно передается по наследству от старшей женщины к молодой. Даже если со временем платье выцвело, протерлось и потеряло былую яркость, воротить нос от него не принято. И, пожалуй, каждая кубачинка, выходящая замуж, с гордостью наденет платье, в котором выходила замуж ее бабушка или, может, даже прабабушка. По обычаю, невеста должна ходить дома и по селу в национальной одежде в течение 40 дней, а потом, по желанию, может переодеться.

Кубачинская фата – лумкитабказ – также отличается от обычного каза. По всей длине его пришита тесьма, и бахрома свисает с двух сторон, а не с одной, как на повседневном казе.

– Лумкитабказ можно обновить, если он уже не свежий, – рассказывает Издаг. – Обычно заменяют тесьму и бахрому. Но старые не выбрасывают. Вообще, чем старше тесьма и бахрома, тем лучше. Такой каз ценится выше.

Рыночная стоимость головного убора начинается от двух тысяч рублей. Но рисунок на казе за эту цену скорее всего будет машинной вышивки, а не ручной. Настоящий кубачинский платок с узором, вышитым вручную золотыми или серебряными нитями, стоит от 10 тысяч рублей.

– А бабушки не ворчат, что молодежь совсем обленилась, не хочет тратить время на ручную работу?

– Так получается быстрее, и зрение не так портится, – объясняют женщины нововведение.

Если умирает кто-то из близких родственников, кубачинка не носит черную траурную одежду. Она снимает с каза бахрому, и на платке не будет ярких узоров. А когда траур окончится, бахрому можно пришить снова.

Раньше женщины под каз надевали чохто, но сейчас уже просто накидывают на волосы. Повязать правильно каз, это тоже, надо сказать, непросто. Так как бахрома свисает только с одной стороны платка, то надо следить, чтобы эта сторона оставалась внизу, прикрывая спину.

Рассказывают, что однажды, когда в Кубачи приехал глава респуб­лики, он стал благодарить женщин за то, что они ради него надели национальную одежду.

– А ведь это наша повседневная одежда! – смеются женщины.


Автор: Аида Мирмаксумова

Оценить статью

Метки к статье: Аида Мирмаксумова, Журнал Дагестан, Дагестан, Кубачи

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^