» » Почему буксует сельхозкооперация?
Информация к новости
  • Просмотров: 1401
  • Добавлено: 3-03-2017, 16:09
3-03-2017, 16:09

Почему буксует сельхозкооперация?

Категория: Экономика, № 2 февраль 2017

Кооперация и государство – это вода и огонь, но если их согласовать, то из воды и огня получится паровая машина, способная сделать огромную полезную работу.

А. Чаянов

В последнее время на всех уровнях заговорили о развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации (далее СПоКи), что в принципе вполне соответствует запросам агросектора. В сельском хозяйстве преобладают малые формы хозяйствования (ЛПХ, КФХ или же микропредприятия), которые поодиночке не в состоянии решать проблемы, каких немало: это и сбыт своей продукции, это и обработка почв, это и переработка сырья, это и оказание разного рода услуг и т.д. Вот это и формирует объективную потребность объединения сил и средств для решения возникающих хозяйственных задач сообща. Сегодня мы наблюдаем уже вторую за последние 25 лет волну по стимулированию создания СПоКов со стороны государства.

Сегодня в целом по стране зарегистрировано 6293 СПоКа, из которых работающими считаются чуть больше половины. При этом нужно сказать, что за последние пять лет общее количество этих кооперативов сократилось на 33%, что, скорее всего, связано с ликвидацией формально зарегистрированных структур. По своей структуре 25% приходится на кредитные и столько же на снабженческо-сбытовые, 16% –перерабатывающие и 11% – обслуживающие. По статданным, в эти 6293 кооператива вошли всего 1% личных подсобных хозяйств (1,7 млн чел), 2% фермерских хозяйств (3,5 тыс. ед.) и около 10% сельхозорганизации (3,6 тыс. ед.), что, конечно же, ничтожно мало и не делает погоды в отрасли.

В Дагестане, по разным оценкам, зарегистрировано около 70 СПоКов, из которых мне не известны реально функционирующие в соответствии с нормами федерального кооперативного законодательства. Хотя условия для формирования потребительских кооперативов у нас наиболее подходящие – более 85% агропродукции приходится на ЛПХ и КФХ, которые объективно нуждаются в объединении сил и усилий для совместного решения проблем, – например, связанных со сбытом урожая, обработки земли и т.д.

Первая волна пришлась на 2006 год, когда в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК» были предусмотрены меры по поддержке кооперации, что сводилось в основном к предоставлению СПоКам субсидируемых кредитов. Хорошо помним, как многие кинулись регистрировать кооперативы, благо для этого требуется всего не менее пяти физических или же двух юридических лиц. Вспоминаю курьезный случай, когда один из активных участников, обратившихся в Минсельхоз, только от нас узнал, что ему вместо СПоКа зарегистрировали настоящий колхоз или СПК. Это было вполне объяснимо, поскольку многие не сталкивались с потребкооперативами, за которые по старинке принимали обычный СПК. В итоге только в Дагестане в короткие сроки было зарегистрировано более 100 СПоКов, из которых более 30 сумели тогда получить кредит в среднем 7-8 млн рублей на кооператив.

К сожалению, несмотря на административный нажим по вертикали, в республике так и не были созданы реально работающие в духе кооперативной идеологии структуры, не произошло добровольного объединения личных подворий и фермерских хозяйств, призванного на принципах доверия и заинтересованности вместе решать свои проблемы.

Вот поэтому, чтобы не дискредитировать и в этот раз саму идею кооперации, нужно тщательно разобраться: почему усилия, приложенные тогда, не дали желаемого результата. Говорю об этом потому, поскольку чувствуется очередная волна создания (вернее, регистрация) СПоКов, в том числе в надежде получить грант – безвозмездную поддержку.

Отмечу, что с 2015 года в рамках Госпрограммы по сельскому хозяйству осуществляется стимулирование создания СПоКов за счет выделения грантов, доля которого может составить 60 процентов при 40 процентах собственных средств кооператива. На мой взгляд, это соотношение неподъёмное для вновь создаваемых кооперативов, в связи с чем необходимо установить пропорции такие же, как и для поддержки начинающих фермеров: 90% – грант к 10% – собственные средства. Предстоит также обеспечить совершенствование законодательства с расширением господдержки!

В 2015 году из федерального бюджета грантополучателями стали около 90 СПоКов из 25 регионов страны со средним размером в 6,7 млн рублей на кооператив, тогда как в текущем году грант размером около 9 млн рублей получили 187 СПоКов, представляющих 42 субъекта.

Коренное изменение самого подхода со стороны государства к созданию СПоКов путем выделения безвозмездной поддержки само говорит об актуальности их формирования как важного звена в аграрной структуре страны. Поэтому планируется ежегодно наращивать объемы финансирования по этой позиции. Потому что, как показывает опыт многих стран мира, да и у нас уже накоплен, кооперативное движение выступает мощным рычагом возрождения аграрной экономики.

Однако важно понять, что даже получение гранта в большом размере (максимальный может доходить до 70 млн руб) не гарантирует становление устойчиво работающей кооперативной единицы, если не соблюдены в самом начале базовые принципы кооперации, в том числе путем объединения доверяющих друг другу и реально настроенных совместно решать хозяйственные вопросы сельхозтоваропроизводителей. Для этого требуется проведение большой информационно-разъяснительной, агитационной, методической работы в тех населенных пунктах, где имеются предпосылки для этого. Уверяю, что директивная установка – создать столько-то кооперативов, обернется формальной регистрацией типового устава, а это мы уже проходили.

Попытка работать по принципу: «Колхоз – дело добровольное, но попробуй не вступи», – доказавший свою эффективность на заре советской власти, не вписывается в современные реалии на селе.

Нужно искать другие подходы и инструменты, в том числе с учетом опыта регионов, демонстрирующих положительный результат.

В этой работе ключевая роль отводится самому главному звену власти – сельскому, поскольку именно там лицом к лицу повседневно встречаются сельхозтоваропроизводители с органами власти, которые и должны возглавить организационную работу по созданию СПоКов. Нельзя допускать кампанейщины, обязывая повсеместно создавать их без учета готовности и экономической актуальности.

Но определиться с этим самостоятельно на местах будет нелегко с учетом отсутствия соответствующей квалификации специалистов, поэтому на региональном уровне должна быть создана рабочая группа из знающих тему работников, с участием в том числе и представителей науки, которая и должна на системной основе заниматься этими вопросами. И при решении вопроса грантовой поддержки СПоКа необходимо обязательно учитывать реальное, а не формальное объединение вступивших в него сельхозтоваропроизводителей.

Проблема, однако, в том, что в республике отсутствуют специалисты со знанием, как теоретических аспектов кооперативного строительства, так и практической стороны проблемы, – способные оперативно изучить положительный опыт регионов, где реально продвинулись в этом деле, но и, с учетом адаптации к региональной специфике, умеющие запустить механизм на практике. Эти специалисты должны не методички раздавать на семинарах, а вживую в конкретных сельских поселениях организовать практическую работу по созданию сельскохозяйственного потребительского кооператива. В противном случае так и будем «топтаться» на месте, периодически призывая друг друга объединяться.

Важным мотивирующим составляющим в этом процессе может стать установление в качестве критерия оценки эффективности органов управления АПК, как на региональном, так и муниципальном уровне создание реально функционирующего кооператива.

Кроме того, полагаю недопустимым ставить основной целью создания СПоКа привлечение гранта, ибо в противном случае объективная нужда наших мелких сельхозтоваропроизводителей найти опору для дальнейшего активного развития своего дела будет отодвинута на неопределенный период!

Поэтому и подчеркиваю, что созданию такого кооператива должна предшествовать большая организационная работа, где коренным снова выступает словосочетание: «организующее начало!».


Автор: Шарип Шарипов

Оценить статью

Метки к статье: Шарип Шарипов, Журнал Дагестан, Дагестан

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^