» » НЕИЗБЕЖНЫ ТОЛЬКО СМЕРТЬ И НАЛОГИ
Информация к новости
  • Просмотров: 1383
  • Добавлено: 1-09-2014, 14:48
1-09-2014, 14:48

НЕИЗБЕЖНЫ ТОЛЬКО СМЕРТЬ И НАЛОГИ

Категория: Экономика, № 8 август 2014

Первые два года, после назначения в феврале 2011 года Умахана Джабраилова на должность руководителя Управления Федеральной налоговой службы по РД, во всех СМИ чрезмерно активно обсуждался вопрос низкой собираемости налогов в республике. Внимание обывателей было обращено на невыполнение планов по сбору налогов.
НЕИЗБЕЖНЫ ТОЛЬКО СМЕРТЬ И НАЛОГИС одной стороны, были налоговики, которые оперировали фактами о  наращивании темпов роста сборов налогов на фоне крайне низких значений социально-экономических показателей развития республики. С другой – правительство Республики, депутаты Народного Собрания и главы муниципальных образований с обвинениями налоговиков в плохой работе и в срыве в этой связи запланированных социальных программ.
Прошло 3 года, удалось ли исполнительной власти Республики и Федеральной налоговой структуре найти компромисс в «налоговом споре», найти ответ на извечный вопрос «Кто виноват?» и как идет сбор налогов в этом году, мы решили узнать непосредственно у самого Умахана Джабраилова.
 
– Умахан Алхасович, почему Вас в том конфликте поддержало руководство Федеральной налоговой службы?
– В преддверии моего назначения Управление полтора года практически функционировало без руководителя – рассматривалось множество кандидатур на эту должность. Представители всех национальностей республики, а также мос­ковской дагестанской  диаспоры видели на этом посту своего человека. Было проведено не одно тестирование и собеседование. По результатам тестирования и последующего собеседования из нескольких кандидатов был отобран я, мне было предложено занять эту должность. 
В республике в то время бурно «развивались» фирмы-однодневки, которые не прочь были поживиться за счет бюджета, в том числе и бюджета федерального: занимались обналичиванием денежных средств, другими преступными схемами ухода от налогов, загоняя бюджетную составляющую «в тень».
Главная задача, которая была поставлена ФНС, – это прекращение необоснованного возмещения из федерального налога на добавленную стоимость. Ценой огромных усилий нам это удалось. Я могу ответственно заявить, что с того дня, как меня назначили, в Дагестане налогоплательщикам не было возвращено из бюджета ни одного необоснованного рубля. Республика перестала быть привлекательной для фирм-однодневок.
У меня были определенные идеи перестройки сложившейся налоговой структуры республики, планы по кадровой рокировке, по улучшению администрирования и повышения собираемости налогов. Было четкое понимание того, что необходимо очень тесное взаимодействие с исполнительной и законодательной властью республики, ведь налоги – это как питание для живого организма. Но не случилось, я ни разу не был приглашен в Дом правительства, никто не изъявил желание со мной встретиться для обсуждения совместной работы. И только через СМИ мы узнавали, какое мнение о нашей работе имеет официальная власть республики.
Тем не менее, налоговая система работала, стабильно набирая темпы, из года в год налоги исправно пополняли казну государства и республики, и сегодня мы одни из лучших в Российской Федерации.
Да, до 2013 года фактические поступления налогов не дотягивали до заложенных в бюджете республики. К сожалению, бюджеты, принимаемые из года в год, были заранее обречены на невыполнение. Хочу подчеркнуть, что каждый год в начале процесса прогноза бюджета на следующий финансовый год мы представляли расчеты прогнозируемого поступления налогов всем экономическим структурам республики, участвующим в составлении бюджета. Со стороны респуб­ликанских структур обоснованных расчетов мы ни разу не получали. Никто аргументировано нам не смог доказать, что мы не правы. Просто принимают завышенное задание – собирайте. Но Налоговая служба не является сборщиком налогов. Согласно Конституции России, все юридические и физические лица обязаны сами правильно исчислять и своевременно перечислять налоги в бюджет.
Письма о том, что бюджетные назначения в очередной раз «провалены налоговиками», бывшее руководство республики направляло во все инстанции, включая Президента России. ФНС нас проверяла и находила, что мы правы. Мы писали соответствующие объяснения в Минфин России, и с нами соглашались. Было, что нас пригласили в ФНС России на совместное совещание с участием вице-премьера, министра финансов, руководителя КФУ администрации Президента Дагестана. Резюме совещания – налоговики правы. На сегодня это неконструктивное противостояние в прошлом.
Управление ФНС России по РД обеспечивает максимальную собираемость налогов имеющейся в налоговой базе. Даже в условиях, когда запланированные параметры социально-экономических показателей не выполняются, а они, как правило, не выполняются, мы находим резервы пополнения бюджета – за счет улучшения администрирования налогов, проведения дополнительных контрольных мероприятий, в том числе и совместных с правоохранительными органами.
Сегодня по темпам прироста налогов мы занимаем 4-е место в Российской Федерации. В налоговой системе Дагестана работают подготовленные и квалифицированные работники, инспекции возглавляют грамотные компетент­ные специалисты. Профессионализм, умение расставлять приоритеты и организовывать рабочий процесс – это мои главные требования к начальникам инспекций.
Большинство начальников инспекций за последние три года поменялись. Новых руководителей никто не лоббировал. Мы предложили эти должности лучшим инспекторам, исходя из их профессиональных и человеческих качеств, и с условием: справишься – останешься на должности, нет – вернешься в инспекторы. Я убеж­ден, что любой руководитель должен быть человеком системы и знать проблемы изнутри. Сегодня могу сказать, что эти изменения оправданны.
В 2010 году в федеральный бюджет из респуб­лики ничего не поступало, наоборот, из него забирали – в основном из-за махинаций с НДС. За следующие три года в федеральный бюджет поступило несколько миллиардов рублей налогов из Дагестана – рост составил сотни процентов. Налоги в консолидированный бюджет Дагестана выросли в полтора раза – с 13,9 млрд рублей до 20,1. Если в 2011 году по 16-ти показателям эффективности работы налоговой службы дагестанское управление занимало 99-е место из 100, то сейчас 43-е.

Налоговые планы: мечты и реальность

– Раньше Вы были не согласны с налоговыми планами. Устраивает ли Вас задание на этот год?
– Нет. План этого года – 24,33 млрд рублей. По федеральному бюджету мы представляем свой прогноз в ФНС России. Прогнозы обоснованные и, как правило, Служба с нами соглашается, и в дальнейшем мы по ним работаем.
Республиканский бюджет РД принимает Народное Собрание. Утвержденные бюджетные назначения 2014 года завышены. Мы обращались по этому вопросу в Правительство РД. В очередной раз нас не услышали. Правительство оперирует тем, что, по прогнозам министерства экономики и территориального развития РД валовой региональный продукт в республике в 2014 году должен составить более 480 млрд рублей. С такого объема вполне возможно собрать неплохие налоги.
Но давайте рассмотрим структуру этого ВРП! Львиную долю – 44 % составляют не налогоемкие отрасли – сельское хозяйство и торговля. От них поступает в бюджет лишь 10 % налогов из всего объема поступлений. Обрабатывающие отрасли в ВРП занимают лишь 3,98 %, а налогов с них мы собираем почти 20% от всех поступлений. В Дагестане налоговая нагрузка на промышленность выше, чем в среднем по России. Следовательно, республика должна развиваться в промышленном направлении, чтобы эта составляющая в ВРП была бы, по крайней мере, не меньше половины. Тогда бюджет почувствует значительные, причём, собственные финансовые вливания.
Или, например, строительство, в котором задействован значительный объем, – в 2013 году выполнено работ более чем на 80 млрд рублей, это 19 % от ВРП. А налоги можно собрать только с 25 % вложенных средств на строительство социальных объектов. Остальное – частное строительство. От строительства «многоэтажек» поступают мизерные налоги, потому что они в основном строятся за счет пайщиков. После налоговых проверок мы доначислили на некоторые строительные фирмы, в том числе и ведущие работы в «Новострое», по 40-80 миллионов на каждую.
Строительство, в принципе, налогоемкая отрасль, но только если там работают добропорядочные налогоплательщики. Сегодня мы теряем налоги даже там, где заказчиком является государство. Большинство подрядных организаций, строящих садики, школы, являются злостными неплательщиками, при этом продолжают строить и получать денежные средства от заказчика. Тендеры на подрядные работы у министерств и ведомств выигрывают фирмы без людского и технического ресурса, с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Через год, когда мы их проверяем (необходимо дождаться представления годовой отчетности), у них ничего нет – можно только привлечь к уголовной ответственности. Аффилированность с некоторыми представителями власть имущих – главная причина такого положения дел.
Теперь в части местных бюджетов. Муниципалитеты защищают свой налоговый потенциал в республиканском министерстве экономики. Там рассчитывают по максимуму: без учета множественных льгот, выпадающих доходов, с оглядкой на возможные дотации и субвенции. Объемы собственных доходов утверждаются городскими и районными Собраниями. Эти бюджетные цифры также завышены. Но могут стать выполнимыми. Для этого муниципалитеты должны наконец-то очнуться и понять, что увеличение налоговой базы выгодно, прежде всего, им самим. Мы готовы помочь, но основное дело за ними. Бывают случаи, когда налоговики законодательно не могут сделать того, что предписано и разрешено только муниципалам или другим органам. 
Например: кто-то занимается предпринимательской деятельностью без соответствующей регистрации. Часто можно услышать: «Почему налоговая этим не занимается?». Налоговая служба занимается только теми, кто встал на налоговый учет, и у меня встречный вопрос: «Почему этого предпринимателя не замечает глава муниципалитета?». Не секрет, что без ведома главы города или района ни один магазин, ни одна заправка не работают. Разрешение-то выдает глава муниципалитета. И ему в первую очередь должно быть выгодно выводить бизнес из тени – вмененный налог целиком идет в местный бюджет. Плюс налог на землю, на которой стоит объект, налог на имущество с этого объекта, часть НДФЛ с заработной платы всех работников задействованных на данном предприятии.
– Сейчас в Дагестане торговля – самое распространенное занятие. Много говорили, что огромные хасавюртовские, махачкалинские и т.д. рынки почти не платят налогов? Сдвинулось что-то в этой проблеме?
В Махачкале и Хасавюрте есть положительные сдвиги. Рынки, банкетные залы стали намного больше платить. Более-менее порядок там навели. Всего за 2013 год получили 130,4 млн налоговых и страховых взносов от управляющих компаний рынков Махачкалы. Когда есть понимание со стороны муниципалитета и правоохранительных органов, собираемость налогов тут же растет. Вопреки распространенному мнению, розничная торговля не приносит поступлений в местные бюджеты. Малый бизнес с площадью торговой точки меньше 12 мет­ров вообще не платит налоги, а выплачивает только пенсионные и социальные взносы. Регистрация предпринимателей на рынках является обязанностью управляющей компании. Так же управляющие компании не имеют права предоставлять в аренду торговые точки предпринимателям без постановки на налоговый учет. Они должны зарегистрироваться и платить установленные налоги. Контроль за исполнением управляющими компаниями возложен на муниципалитеты. Но не все рынки зарегистрированы и, соответственно, не весь налоговый потенциал по данному направлению используется муниципалитетами.
Налоговые инспекции работают по существующей налоговой базе. Сведения о владении земельными участками и недвижимостью мы получаем от Росреестра, об автомобилях – из ГИБДД. По сведениям, которые нами получены, мы предъявляем владельцам уведомления об уплате налогов. Если сведений нет, требовать уплату налогов мы не имеем права.
С прошлого года власти республики начали уделять большое внимание налогам и взаимодействию с нами. Рамазан Абдулатипов, в отличие от прежнего руководителя, отметил и оценил работу налоговой службы. При очень активной поддержке Главы республики и главы его администрации мы сейчас занимаемся актуализацией налоговой базы. У нас идет позитивный диалог. Нас слышат и понимают, в том числе есть понимание и того, кто должен заниматься созданием налоговой базы.
Налоги – это основа экономики и только её развитие сможет кардинально изменить ситуацию. Поэтому в последнее время активно проводятся совещания по наращиванию налоговой базы. Приоритетный проект «Обеление экономики» крайне актуален для республики.
– Почему в прошлом году упала собираемость налога на прибыль и ЕНВД? Получилась ненормальная структура – почти половину собранных налогов составил НДФЛ.
– Как я ранее говорил, структура экономики у нас неправильная. И к этому в прошлом году добавились ещё две большие общероссийские проблемы. Из-за того, что социальные выплаты в 2013 году увеличились до 36 тыс. рублей, 10 тысяч индивидуальных предпринимателей в Дагестане снялись с учета, хотя фактически продолжили работать. Такая же картина по всей стране. В 2014-м под давлением предпринимательского сообщества социальные выплаты уменьшили до 20 тыс. рублей. Но вернуть предпринимателей в правовое поле так быстро не получится.
Поступления по налогу на прибыль уменьшились из-за ухудшения финансового состояния предприятий, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков. До сих пор в уплате этого налога в нашей республике доминировали филиалы ОАО «РусГидро», газпромовские структуры, сотовые компании и их филиалы. После вступления же в силу закона о консолидированных группах налогоплательщиков поступления налогов от крупных федеральных компаний, которые работают на территории республики, уменьшились в разы. Мы прогнозировали уменьшение поступлений этих налогов, много раз писали в республиканское правительство, но нас там не слышат, и сумму налоговых доходов в республиканском бюджете только увеличивают.
Сами республиканские компании стали платить в два раза больше. Самые крупные налогоплательщики у нас – алкогольная отрасль. Более того, некоторые дагестанские алкогольные компании являются лидерами по налоговой нагрузке в России. Если в среднем по России данный показатель составляет 23 %, то по дагестанским предприятиям он превышает 40 %.
 

Мы – сервисная служба

– Все экономические показатели Дагестана в 2-5 раз ниже общероссийских. За счет чего Ваше управление добивается неплохих показателей?
– За счет улучшения качества администрирования. Количество проводимых выездных налоговых проверок за последние три года уменьшилось в 2 раза. При этом доначисления увеличились в несколько раз. По итогам 2013 года на одну проверку мы имеем доначисления более 8 миллионов рублей. Раньше не имели и миллиона. Взыскиваемость по контрольным мероприятиям была 5-8 %, сейчас – около 70 %, и мы на этом не останавливаемся. Кардинально изменен подход к предпроверочному анализу, который в свою очередь и служит основанием для выездной налоговой проверки. Без серьезных претензий стараемся не беспокоить налогоплательщиков. Соответственно, меньше «кошмарим» бизнес. Начальники инспекций встречаются с руководителями крупных компаний до назначения проверки на специально созванных комиссиях, где и озвучиваются наши налоговые претензии. Если налогоплательщик до назначения проверки перечислит в бюджет недостающие налоги и пени, то он освобождается от уплаты штрафа. Нередко удается убедить.
На злостных неплательщиков мы направляем материалы в Следственный комитет. С начала этого года уже возбуждено 13 уголовных дел. Это реальные дела. Раньше они возбуждались на фирмы-однодневки, и это было выгодно всем. Срок получал заранее поставленный директор фирмы – социально неблагополучный гражданин. Правоохранительные и налоговые органы ставят себе галочки, что вроде бы борются с экономической преступностью, хотя деньги найти невозможно и реальные преступники не наказаны.
С 2011 года мы не направляем материалы для возбуждения уголовных дел по фирмам-одно­дневкам. Мы пытаемся выйти на выгодоприобретателя и доначислить на него.
– С какого времени начнет действовать единый имущественный налог, и как это отразится на населении?
– Законодатели сейчас прорабатывают вопрос введения налога на недвижимость. Скорее всего, он будет введен до 2018 года, в каждом регионе по отдельности – по мере готовности базы имущественного налога. Сегодня в Дагестане база готова только на 25-30 %. Большинство земельных участков до сих пор не зарегистрировано. В данное время мы загружаем в федеральную базу всё, что у нас есть – базу по земельным и имущественным налогам, а также по транспортному налогу. Кроме того, выгружаем реестры всех физических и юридических лиц. При введении налога на недвижимость ставку будет устанавливать региональная власть. Налог полностью будет поступать в местные бюджеты, поэтому мы и разъясняем главам МО, что им в первую очередь необходимо расширять налоговую базу.
Мы приложим максимум усилий для обеспечения поступлений налогов, соизмеримых с заложенными в бюджете республики, хотя в целом экономика России проседает. В бюджете РД на 2014 год запланирован 125 % прирост поступлений налогов. За 6 месяцев текущего года по консолидированному бюджету РФ прирост составил 123 %, а по консолидированному бюджету РД –117 %.
В заключение хотел бы отметить, что основной тренд налоговой службы – стать сервисной службой для тех, кто хочет платить налоги. Мы первые помощники для добропорядочных налогоплательщиков. Гражданам Дагестана необходимо повышать свою правовую и налоговую культуру. Налоговая служба на сегодняшний день является самой информационно продвинутой службой России. На нашем сайте более 30-ти онлайн сервисов, мы идем к тому, чтобы минимизировать контакт людей с налоговыми инспекторами. Через Интернет можно оплатить налоги, зарегистрировать ИП, скоро будет реализована возможность регистрации юридического лица. Активны консультационные сервисы. Только принципиальная гражданская позиция всего дагестанского общества позволит нам выйти на новый более высокий уровень развития экономики республики.


Автор: НАИДА ХАСПУЛАТОВА

Оценить статью

Метки к статье: Дагестан, Налоги, УФНС по РД

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^