» » Он постиг тайну красоты
Информация к новости
  • Просмотров: 485
  • Добавлено: 13-05-2017, 23:39
13-05-2017, 23:39

Он постиг тайну красоты

Категория: Общество, Культура

Салават Салаватов родился 21 мая 1922 года в Буйнакске. Когда его отец Магомед устроился полиграфистом в типографию имени С.М. Кирова, семья переехала жить в Махачкалу. Магомед выписывал красочно иллюстрированные художественные книги для детей. Салават, который едва научился читать и писать, так увлекся рисунками в книгах, что стал и сам рисовать, а чуть позже пошел в студию изобразительного искусства при Доме художественного воспитания детей (ДХВД), открывшуюся в Махачкале в 1935 году. Студию тогда возглавлял Дмитрий Акиндинович Капаницын – один из первых профессиональных художников Дагестана, приобщивший к изобразительному искусству целую плеяду наших будущих мастеров. В 30-е гг. его ученики принимали участие во Всесоюзных выставках детского творчества, посвященных юбилеям Пушкина и Горького, экспонировались на всемирных выставках. В 1937 г. в Париже была представлена акварель Салаватова «Аул Чиркей», а его иллюстрации к ранним произведениям М. Горького получили второе место на Всероссийском конкурсе книжной графики. Салават также стал лау­реатом Международного конкурса детского рисунка в Японии и был награжден не только дипломом, но и путевкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Это был его первый профессиональный успех. Позже он рассказывал, что вряд ли смог бы профессионально заниматься искусством, если бы не Капаницын: «Мой отец не хотел, чтобы я был художником.

А Дмитрий Акиндинович видел во мне какие-то обнадеживающие задатки. Он несколько раз приходил к нам домой и убеждал родителей: «Вы же губите талант», – говорил он. И перестал ходить к нам только после того, как мне разрешили посещать ДХВД. Дмитрий Акиндинович для меня – институт, он для меня – все».

 Он постиг тайну красоты
 Он постиг тайну красоты 

У Салавата была заветная мечта – получить высшее образование в Москве, но помешала Великая Отечественная: с первых ее дней, не дожидаясь повестки, он добровольно ушел на фронт. В письмах-треугольниках к своим родителям и близким Салават отправлял наспех нарисованные в окопах карандашом зарисовки. В 1944 году при освобождении Донбасса он был тяжело ранен и отправлен на излечение в махачкалинский госпиталь, открытый в те годы в средней школе № 13. Хотя по состоянию здоровья он больше не вернулся на фронт, много рисовал для победы – карикатуры, листовки, плакаты.

В послевоенные годы Салаватов работает художником-декоратором в Русском драматическом театре, сотрудничает с республиканскими газетами и книжным издательством. Специалисты считают его основоположником дагестанской книжной графики. Так, к сборнику рассказов Юсупа Гереева «Спутник Молла Насреддина» им было нарисовано 18 (!) вариантов обложки. А когда книга была переиздана через пять лет, Салават Магомедович почти все старые сюжеты переработал заново. Так, с азартом занятого любимым делом человека, Салават Магомедович работал над целостным оформлением книги старейшего кумыкского сказителя Аява Акавова «Нарт», книги «Стихи и юмор» Ибрагима Хамау, сборника «Кумыкские народные сказки» и многих других. В 1955 г. он выполнил обложку второго издания романа М. Хуршилова «Сулак-свидетель», а саму книгу оформлял Капаницын.

Салават Магомедович был не только мастером пейзажа. В его дневнике есть такие строки: «…Для меня это не просто пейзажи. Каждый рисунок, каждая картина – это целая программа. Программа восхищения нашим горным краем. У нашего Дагестана великая природа, но мы ее не ценим, а губим. А она нас любит – посмотрите, как щедро можно черпать в ней вдохновение. Не знаю другого уголка великой России с такой же одухотворенной природой. Я буду счастлив, что достиг своей цели, если человек, пришедший на мою выставку, задаст себе вопрос: «Что я сделал, чтобы эту красоту вокруг себя сохранить?».

Большую популярность Салаватову принесла персональная выставка в Москве в 1971 году. Она была приурочена ко Дню энергетика. В это время в Дагестане как раз шло строительство каскада Сулакских ГЭС и Салаватов много работал на Чиркее. В этих работах он раскрылся как непревзойденный мастер индустриального пейзажа, не просто зафиксировавший этапы грандиозной стройки, но сумевший передать противостояние Природы и Человека. Выставка вызвала большой интерес. Посетители тепло благодарили художника за работы и оставляли добрые записи в книге отзывов. Так, высокую оценку творчеству дал народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии Анатолий Никифорович Яр-Кравченко: «Салаватов не любит мягкую, плавную манеру с размывками, особенно популярную сейчас и наиболее эффектную. Его акварель, оставаясь прозрачной, резка по теням и очень графична. Прекрасные горные виды лишены ореола многозначительности. Они одухотворены, опоэтизированы, но по-своему, по-салаватовски. Нужно быть Салаватом Салаватовым, чтобы так восторженно-поэтически, нежно и страстно рисовать свой край». Летчик-космонавт В. Севастьянов написал: «Дорогой Салават Салаватов! Благодарю за удовольствие, которое испытал, посмотрев Ваши картины. Желаю Вам творческих успехов и удачи».

– Мы с Салаватом жили рядом по одной улице Махачкалы, учились в одной школе, вместе ходили в студию «Юного художника», – вспоминал аксакал дагестанского изобразительного искусства Абдулвагаб Муратчаев. – Салават был одаренным и талантливым от природы, от Бога. И живопись, и графика, и линогравюра – все было подвластно его умным и умелым рукам. Когда он писал портрет, словно снимая слои изобразительных подробностей, умел проникнуть в глубинную суть человека. В 1961-1967 годах мне посчастливилось работать вместе с ним в Союзе художников Дагестана. Он возглавлял Союз, а я был директором художественного фонда. Будучи требовательным к своим подчиненным, он всегда оставался справедливым. Большое внимание он уделял молодым художникам, старался решать проблемы с жильем, мастерскими. По его рекомендации многие молодые художники поступили в специальные высшие учебные заведения, были приняты в Союз художников СССР.

Искусствовед Татьяна Петенина во вступительной статье к выставке Салаватова, в Дагестанском музее изобразительных искусств, отмечала: «Салават Магомедович развивал свой профессионализм постоянным и кропотливым трудом. В течение многих лет в многочисленных поездках по республике художник пристально всматривался в краски и линии, вслушивался в ритмы и звуки родного Дагестана, чтобы затем переносить все это на холст и бумагу. Художник работал в разных графических техниках: уголь, тушь, перо, пастель. В начале 60-х годов занимался популярной тогда линогравюрой. Однако излюбленной его техникой всегда была акварель. Пожалуй, основная черта, определяющая творчество этого художника, – умение обобщать, способность несколькими мазками передать главное в природе и человеке. Именно это придает пейзажам особую цельность и даже монументальность. Его пейзажи всегда узнаваемы, емки и лаконичны».

На той выставке, посвященной памяти художника, были представлены почти все из 89 работ, хранящихся в фондах ДМИИ. Однако, в 2011г. она значительно пополнилась серией графики и двумя картинами, выполненными уже после переезда в Москву. Помимо работы в издательстве, в столице он вел курсы рисования. Одной из его учениц была Лариса Гаврилова, которой он дарил свои работы. Лариса Николаевна много лет бережно хранила его дары, но в итоге решила передать часть их Дагестану. В ноябре 2011 г. директор ДМИИ Салихат Расуловна Гамзатова получила в дар прекрасные работы периода, который не был представлен в музейной коллекции.

Рассказ о художнике был бы неполным, если бы я не встретился с его старшей дочерью Инессой, которая живет в Махачкале. Стены ее дома буквально увешаны работами отца. «Мои родители жили в этой квартире до 1972 года, до переезда в Москву, – рассказала мне Инесса Салаватовна. – Папу пригласили работать главным художником в издательство «Планета». Ему сразу дали квартиру и мастерскую в престижном районе, а маму – Тамару Константиновну, которая окончила филологический факультет ДГУ, обеспечили профильной работой. Нас у родителей двое, я и моя младшая сестра Умият. Мы обе получили высшее медицинское образование, работаем по специальности. Папа очень любил нас, часто возил в Ниж­ний Дженгутай, наше родовое селение. Очень много работал в мастерской. Бывало, что он рисовал до утра и, не выспавшись, уходил на работу. Нам казалось, что его многоцветная палитра никогда не высыхала.

Папа любил и умел дружить. Нашими дорогими гостями были Р.Аскерханов, Р.Гамзатов, А. Аджаматов, А. Айгумов, художники М. Шабанов, А.-В. Муратчаев и многие другие известные люди. Он никогда не делал ничего, что противоречило бы его совести: не изменял своим идеалам, ничего не просил ни у какой власти и всегда оставался свободным духом. Не плыл по течению, везде и всюду оставался самим собой».

Салават Салаватов полностью реализовался как художник, тому свидетельство – звания заслуженного художника РСФСР и народного художника Дагестана.

Указом Главы Республики Дагестан об увековечивании памяти художника-фронтовика Салавата Магомедовича Салаватова, на стене дома №3 по улице Коркмасова в Махачкале установлена мемориальная плита.

 

Магомед-Наби Халилов


Оценить статью

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^