» » Влада Бесараб Смертью смерть поправ
Информация к новости
  • Просмотров: 429
  • Добавлено: 13-05-2017, 23:44
13-05-2017, 23:44

Влада Бесараб Смертью смерть поправ

Категория: Культура

Вячеслав Терещенко – декан режиссерского факультета Театрального института им. Б. Щукина, художественный руководитель и директор московского независимого театра «Выпускники-щукинцы», созданного им в 2011 году. Тогда же на Международном фестивале русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона дагестанские зрители увидели драму «Мамочки» в исполнении выпускников-щукинцев. Спектакль был также показан в Хасавюрте и признан лучшей постановкой фестиваля.

В Махачкалу тогда приехал и автор пьесы Владимир Зуев. На мастер-классе по современной драматургии (Зуев – ученик Николая Коляды. – В.Б.) зрители забросали его вопросами: «Вы бывали на войне? Вы имели в виду события на Кавказе? Ваша мама эту пьесу читала?»… Автор старался быть спокойным и отвечал честно. Да, на войне бывал, и не раз. Да с матерями, ищущими своих сыновей или то, что от них осталось, встречался – у всех героинь есть реальные прототипы. Нет, ни в коем случае не пытался спекулировать на «горячей» кавказской теме, поэтому время и место действия предельно условны – ВОЙНА, и всё. Какая – не важно. Потому что все войны во все времена – это страшно, и горе всех матерей одинаково.

Действительно, войны как таковой в пьесе нет. Нет крови, нет оружия, а если кто и гибнет, то, как в классической древнегреческой трагедии, за сценой. И от этого происходящее еще страшнее, еще безысходнее. И, конечно же, несмотря на все уверения авторов, что пьеса о «войне вообще», наши зрители точно знают, о какой конкретной войне и какой «лаборатории» идет речь, какая земля «тяжелая». Знаем мы и то, что за первой войной последовала вторая, которую хоть и называли официально не иначе как «контртеррористической операцией», от этого суть происходящего не изменилась. Впрочем, мы сейчас не о войне, а о спектакле.

А спектакль получился жизнеутверждающим, полным высокого гуманизма и любви! Это рассказ о любви, жертвенности и спасении. «Смертью смерть поправ»…

Репетиции длились два месяца, причем, как рассказали артисты, занятые в спектакле, это были в основном прогоны всего спектакля, отрывки делали лишь в самом начале – таков режиссерский метод Вячеслава Терещенко. Махачкалинские «Мамочки» для него третьи (кроме театра «Выпускники-щукинцы», спектакль играют в Драматическом театре «Бенефис» для детей и молодежи в Березниках Пермского края. – В.Б.). Разумеется, концепция сложилась, все сбалансировано, акценты расставлены и остается только отработать все с актерским ансамблем. Это именно ансамблевый спектакль. От артистов требуется в первую очередь умение работать в команде, не перетягивая одеяло на себя. Но при этом у каждого есть возможность раскрыться в полной мере, благо, драматург не поскупился на монологи и отлично выписал характеры. Старшенькая (заслуженная артистка РД Елена Чистякова) поражает твердостью характера, целеустремленностью (и сын Сергей – артист Артур Джахбаров – весь в нее − В.Б.). Младшенькая (заслуженная артистка РД Вера Гречанникова), хоть не обладает столь явными лидерскими качествами, как ее подруга, но тоже наделена необыкновенной стойкостью, обладает даром убеждения и умеет найти те самые нужные слова, что гасят любой конфликт. Роза (артистка Анжелика Аксенова) сомневается во всем, всего боится и отчаянно верит в чудо, во всепобеждающую силу добра. И только с ней это чудо и случается – именно ее сын остается в живых. Вера (артистка Ирина Таланова) – простая, по самое не могу затюканная жизнью русская баба, для которой смерть – награда за земные страдания, отмучалась – и, слава богу. Поначалу она своей кротостью и тихой покорностью вообще производит впечатление эдакой блаженной дурочки, чем раздражает других мамочек.

Действие пьесы происходит в двух мирах – земном и небесном. Это показано буквально: через двухуровневые декорации, свет и цвет (на небесах все, как и положено, одеты в белое). Переходя из реальности в ирреальность, герои, однако, остаются собой – их характеры лишь резче очерчиваются, а поступки четче обосновываются. Так, все величие духа Веры раскрывается в монологах, которые она произносит уже после смерти.

Важную роль в спектакле играет музыка. В качестве пролога зрителям предлагается песня, помогающая настроиться на восприятие непростого действия, другие песни органично вплетены в ткань спектакля. Когда мы впервые видим солдат – они поют под гитару «Звезду по имени Солнце» Цоя, и тут важно все: нарочитая «корявость» исполнения; слова песни, звучащие в этом контексте особенно пронзительно; временной указатель – песня была особенно популярна тогда, когда происходила эта неназванная, но узнаваемая война. Парни пели ее и на проводах в армию, и у полевых костров, и продолжают петь после смерти.

Помимо песен под живую гитару, в спектакле много музыки и просто звукового фона, которые точно попадают в каждый конкретный момент. Как указано в афише, за музыкальное оформление отвечали сам Вячеслав Терещенко и заведующая музыкальной частью Русского театра Анастасия Ильгова.

 Влада Бесараб  Смертью смерть поправ

 

 Влада Бесараб  Смертью смерть поправ 

В актерском ансамбле хотелось бы отметить работу двух молодых артистов – Станислава Ходякова (Коля) и Арсена Хирамагомедова (Андрей). В театр они пришли не вчера, но роли в «Мамочках» стали для них первым серьезным испытанием на профпригодность, который они с честью выдержали. По словам артистов, занятых в спектакле, работа с Вячеславом Терещенко для них всегда – большая удача, возможность для профессионального роста.

Хотя большинство зрителей воспринимают поход в театр как некое развлечение, и ждет от него в первую очередь легкого, ненавязчивого шоу, Русский театр старается выстраивать репертуар так, чтобы, помимо легкого жанра, были представлены серьезные постановки, поднимающие вечные вопросы бытия, заставляющие думать, сопереживать, а в случае с «Мамочками» – даже плакать. И никто в зале – от студентов до почтенных матрон с седоусыми спутниками – своих слез не стыдился.


Оценить статью

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^