» » Светлана Анохина "Портрет художника с дудочкой"
Информация к новости
  • Просмотров: 298
  • Добавлено: 11-06-2017, 19:39
11-06-2017, 19:39

Светлана Анохина "Портрет художника с дудочкой"

Категория: Общество, Культура

Портрет художника с дудочкой

 

Человек – немного амеба. Ему хочется делиться. Прочтешь хорошую книгу – страстно хочется подсунуть ее друзьям. Посмотришь четкий фильм – та же история. Съез­дишь в отпуск в необыкновенные места – пристаешь ко всем, чтобы немедленно собирались и, не помышляя о банальной Анталье, ехали именно туда, где был ты.

 

Восхищение, разделенное с кем-то еще, делается больше. Это точно. Проверено лично. И поэтому мы иногда приглашаем вас в такие гости, куда сами вы никогда не попадете. В мастерские художников, скульпторов и ювелиров, в актерские гримерки, в рабочие кабинеты музыкантов, композиторов и ученых. Все они люди известные, поэтому не станем подробно перечислять регалии и даже не заикнемся о «творческом пути». Просто покажем, где они обитают и какими себя окружают предметами.

Светлана Анохина "Портрет художника с дудочкой"

Кто не знает, что Супьянов играет на флейтах, свирелях и дудочках, тот никогда с ним толком не общался. Даже на открытиях выставок, где ему как корифею и прочему мастодонту предоставляют слово, он вместо прочувствованной речи может взять, да и наиграть что-нибудь. Говорит, что восстанавливает дыхание и успокаивается таким образом, что это обыкновенные вдох и выдох, но слушателям кажется, что тут что-то непременно медитативное, а то и – бери выше – сакральное! Ну и неудивительно, что в мастерской их, этих дудочек, 27 штук. Хотя сам Ибрагим считает, что они уже свое отыграли. Да и вообще… «Я постоянно освобождаю мастерскую. Даже холсты стараюсь убирать куда-нибудь или отворачивать. Кому интересно, могут взглянуть на фотографии и что-нибудь для себя подобрать. Вещи наседают, накапливаются, нависают над тобой и становится трудно дышать. Мне мой приятель, художник Кононенко, подарил как-то такую вот круглую железную коробку для кинопленки. Универсальная вещь. В ней он хранил тряпку, уголь, карандаши и небольшую папку для работ. С ней и приехал из Новосибирска. Много ли художнику надо, на самом-то деле?» Но пока, видимо, Супьянову не хватает решимости избавиться от «лишнего». От фотографий на стене, где портрет матери, стариков, лица друзей, да и Лермонтов там же среди них. На равных с ученым Абу-Супьяном Акаевым. От балхарских игрушек, среди которых приютились три, мал мала меньше, карпатские свистульки из глины. От книг, про которые Супьянов говорит: «Здесь у меня – свои. Вот на этих книжных полках Борхес, Кортасар, Харуки Мураками, Достоевский. А сейчас для меня главнейший – Эмиль Сиоран. Книга его «Искушение существованием». Он такой… несет что-то такое вредительское, а может, переворачивает все привычные представления и расставляет все по местам. То ли костоправ, то ли костолом, сразу и не разберешь. Давайте я вам зачитаю несколько фрагментов:

Светлана Анохина "Портрет художника с дудочкой"

«Всякий талантливый человек заслуживает сострадания. Что еще извлечет живописец из своих красок? Как пробудить поэту утомленные и сонные слова? А что говорить о перспективах музыканта в мире, где уже придуманы все, какие только возможно, сочетания звуков? Глубоко несчастные, они оказались в тупике. Мы должны окружить их дополнительной заботой, не оскорблять их, замечая их растерянность, чтобы они позабыли о безысходности своего искусства и о своем уделе обездоленных… Художник никогда не отдыхает, ему постоянно приходится поддерживать свое душевное смятение, расточать свои силы, ковать свое счастье и свое несчастье – словом, творить. А вот мудрец не ввязывается ни в какое творчество, радуется собственному бесплодию, накапливая энергию и почти не расходуя ее… Творчество вырастает из жажды саморазрушения и осуществляется в ущерб жизни. Мудрецу подобные импульсы чужды, или же он их подавляет. Величайшая его амбиция сводится к тому, чтобы исчезнуть, не оставив после себя никаких следов».

Светлана Анохина "Портрет художника с дудочкой"

 

* * *

«Есть среди этих дудочек одна с историей. Мне ее в 83-м году в Праге подарили. Мы с приятелем, режиссером из Якутии, сидели на мосту, он играл на варгане, а я дудел. Для собственного удовольствия. Было уже темно, но как-то люди подошли, собрались вокруг, деньги принялись кидать. Мы поначалу пытались возвращать деньги, а они обижались. Получается, что заработали таким образом. Небольшие деньги, но достаточные для обеда. Там же, в толпе, оказались музыканты из какой-то группы, они и подарили эту дудочку. А потом зазвали в ресторан и уже там попросили снова сыграть. Так нас оттуда выставили! Раз предупредили, два, а потом указали на дверь. Не понравилось им, видимо, как я играю. Огорчился я немного, а потом пошел к маленькому санаторию. Там, как утверждали, отдыхал в то время Расул Гамзатов. Расула я, правда, не застал. Сел прямо в лесу и заиграл на подаренной дудке. Вот там, в лесу, она и зазвучала по-настоящему».

Светлана Анохина "Портрет художника с дудочкой"

 

* * *

«У этой фотографии непростая история. Вот тот молодой парень в верхнем ряду – он впоследствии стал мужем моей тети – как-то скакал по аулу верхом. И сбил старика. Насмерть. Тогда нравы были суровые, и за это его из селения выслали. А его опекуном был вот этот человек. Настоящим опекуном, и куда бы ни ездил, брал его с собой. На этом снимке они оба рядом с шейхом из Эрпели и его мюридами. А рядом стоит фотография моего отца».

 

* * *

«Разрушается дом дедушки в Каранае. Он был как крепость, старый, каменный. И я забрал со двора все, что нашел: подковы, ножницы, лопаточку для теста. Повесил здесь, не потому что мода сейчас такая, а просто это родные вещи. Нашей семьи. На этом вот деревянном подносе с трещинкой мать подавала на стол хинкал, я хорошо помню. На середину ставили пиалу с подливой, а вокруг паром исходило мясо».

 

Светлана Анохина "Портрет художника с дудочкой"

 

* * *

«Кубики? Так это внук Ибрагим к приезду своей мамы, моей дочери Джавгарат, постарался. Сам распиливал и расписывал – смотрите, ежик какой удивительный, велосипед, чья-то рожица, – хотя и не рисует. Не любит он этого. Зато у него есть специальная табуретка, в которую он гвозди забивает, петли забивает, ломает ее, пилит по-всякому и получается удивительная инсталляция».

 

Текст: Светлана Анохина

 


Оценить статью

Метки к статье: Светлана Анохина, Мастерская, Художник, Культура, Супьянов

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^