» » Магомед-Расул "О шагах назад"
Информация к новости
  • Просмотров: 629
  • Добавлено: 11-06-2017, 20:19
11-06-2017, 20:19

Магомед-Расул "О шагах назад"

Категория: Общество, Политика

О шагах назад

 

За свою относительно продолжительную жизнь мне приходилось писать не только по порыву души, но и по просьбам друзей и знакомых. Хотя и старался всегда быть предельно искренним, нет-нет да приходилось золотить пилюлю. Если учесть, что я наследник кубачинских златокузнецов, которые нередко серебряные изделия приукрашивают позолотой, то меня можно понять и простить. Но на сей раз не решаюсь рисковать – буду говорить без обиняков: честь на волоске висит, а потеряешь, так и канатом не привяжешь.

Меня зацепило обращение к читателю главного редактора журнала «Дагестан» (№3, 2017 г.) Магомеда Бисавалиева под многозначительным названием «Отступать некуда, позади Дагестан». Вполне разделяю озабоченность журналиста тем, как мы стали бездушно относиться к замечательным отцовским обычаям и традициям наших славных предков. Я намеревался отозваться на обращение как-то попозже, когда окажусь более или менее свободным от работы над новой рукописью, но на днях получил четвертый (апрельский) номер журнала, этак, без особой охоты, стал перелистывать его и… не заметил, как зачитался!

Тон задало интервью главреда с Главой Республики Дагестан. Рамазан Абдулатипов довольно откровенно делится пониманием тех процессов в республике, которые происходят при его личном участии и руководстве. Причем не все ответы на остро поставленные вопросы характеризуют его как руководителя республики с лучшей стороны, но это не смущает Р. Абдулатипова, ибо он совершенно искренен и говорит свою правду, выражает свое понимание вещей. Аварцы говорят: «О кумгане думает тот, кто держит за ручку, об овечьем стаде заботится тот, кто держит ярыгу».

Журналист спрашивает:Магомед-Расул  "О шагах назад"

– Как вы относитесь к проблеме отцов и детей? Сравните Ваши отношения со своим отцом и отношения Ваших детей с Вами.

– Конечно же, они отличаются, – отвечает Р. Абдулатипов. – Это другое поколение, другая эпоха и другая культура. Мой отец был очень строгим человеком и для меня прекрасным авторитетом. По мнению моих детей, я тоже, оказывается, строгий, им воли не даю. Я им так говорю: «Слушайте, я в кошмарном сне себе не мог представить, чтобы мой отец со мной играл в карты, как я с вами в «дурака».

Чувствуете, как внимательно относится Абдулатипов к памяти отца, к тому морально-этическому кодексу, по которому сверяли свою жизнь наши предки? Но время изменилось. Изменились и люди. Их психология. Не только нового, молодого поколения, но и старшего. Дело не только в том, что отношения детей к отцу стали более раскованными и свободными, но и в том, что и сам отец изменился. Рамазан Абдулатипов, проигравший в карты сыну, не видит в этом ничего зазорного, тем более – позорного. Более того, он может и гордится, что сын превзошел его. А каково отношение сына к этому случаю? Гордится, что победил отца? Вряд ли! Скорее всего, он относится к этому как к незатейливой игре двух людей, дистанция между которыми уравнялась, но приоритет старшего перед младшим ни на йоту не поколся.

Представьте теперь молодого Рамазана, оставившего отца в «дураках». Каково было бы ему смотреть в глаза отца, авторитет которого был настолько безупречен и непоколебим? И как бы чувствовал себя его отец, который не позволял себе ни малейших слабостей перед наследником?!

Чувством ответственности и собственного достоинства наши отцы и деды дорожили во много раз больше, чем мы с вами, дорогие читатели!

Зарядившись положительной энергией от интервью с Абдулатиповым, я приступил к чтению статьи «Кала-Корейш: вперед в прошлое». Мне показалось, что название этой статьи, как и интервью, прямо перекликается с «Отступать некуда, позади Дагестан». И не ошибся! Как в этой и других статьях, посвященных Кала-Корейшу («Оцифрованная память», «Ожившие камни», «Магия места», «Хранитель древностей»), так и в статьях «Голая богиня» о историческом прошлом Рутула, «Он постиг тайну красоты» – о известном дагестанском художнике Салавате Салаватове, авторы с большой любовью, а в иных случаях – и с хорошим профессиональным мастерством, пишут об отцовских традициях и обычаях, о которых мы, к большому стыду, стали все чаще забывать, а порою – и демонстративно игнорировать!

Да, журнал и раньше нередко писал о нашем историческом прошлом. Но в этом не было системы, целенаправленности. Ныне тон, заданный журналом, представляется основательным и перспективным. Как бы не сбиться с верного пути!

Выражаю свою солидарность с Бисавалиевым, который пишет: «На мой взгляд, одним из важных факторов полной гармонии среди людей является то, к чему стремились, чего придерживались предки. Как только мы потеряли связь поколений и устои жизни предков, мы потеряли свою самобытность, индивидуальность, национальный колорит и то многое, что делает нас настоящими горцами, дагестанцами, да и мусульманами, хотя мне сложно объяснить отношение ислама к этому вопросу.

Когда родители уделяют детям внимание больше чем положено, из них чаще всего вырастают существа без роду, племени, нации и религии. …Для них уход от Дагестана – цивилизация, а сохранение нашего родного, национального, традиционного – отсталость и недоразвитость. Эти люди формируют сегодня культурную повестку республики.

Нужен ли нам такой Дагестан? На это у каждого свой ответ. У вас какой?»

Да, дорогой Магомед, Дагестан Шамиля и Хаджи-Мурата, Сулеймана Стальского и Ирчи Казака, Расула Гамзатова и Ахмедхана Абу-Бакара, Мурада Кажлаева и Ширвани Чалаева, Мусы Манарова и Магомеда Толбоева и многих других − не тот Дагестан, каким представляют его те, кто судит о нем по нашумевшим громким случаям. Дагестан занимает одно из первых мест в Российской Федерации по количеству спортсменов – чемпионов мира, Европы и страны. Известен своими знаменитыми учеными, художниками, мастерами культуры и искусства. Но стоит одному оболтусу проехать по вечерней Москве в пьяном угаре или затеять дурацкую драку, как создается мнение о Дагестане как о диком крае, где живут невоспитанные и необузданные люди.

В том, что наши дети ведут себя неадекватно в общественных местах, в большей степени виноваты не они, а мы сами. Скажите, пожалуйста, с какой стати родители покупают своим семнадцати-восемнадцатилетним детям дорогущие машины? Чем они заслужили это, каким трудом? За неблаговидные поступки родители не отчитывают их, а заступаются, пользуясь своим служебным или материальным положением, чтобы заслуженное наказание и легкой тенью не коснулось их дорогого чада! Было бы совершенно справедливо, если бы общество вместе с такими детьми наказывало и их родителей. А по мне – родителей раньше, чем детей!

Мы много знаем, много говорим о культуре поведения, но по сути дела наши знания текут сами по себе, а поступки происходят в отрыве от них. Наши предки были не так образованы, как мы, они не имели ни компьютеров, ни мобильников. И на луну не летали. Но культура их поведения была во много раз выше нашей. В любых ситуациях они умели вести себя, как это подобает настоящим горцам.

Сошлюсь на повесть Льва Толстого «Хаджи-Мурат».

Хаджи-Мурат, в силу сложившихся семейных обстоятельств оказавшись в стане врагов, ни одним словом или поступком не бросил тень на горцев, которых вынужден был покинуть и против которых собирался воевать. Всей своей культурой поведения он вызывает чувство удивления и уважения не только у рядовых русских солдат, приставленных к нему, но и у главнокомандующего и у его жены – людей весьма далеких от него как по менталитету, так и по мировоззрению. Когда спросили, понравилось ли ему на балу у главнокомандующего, Хаджи-Мурат нахмурился и сказал:

– У каждого народа свои обычаи. У нас женщины так не одеваются, – сказал он, взглянув на Марью Дмитриевну.

– Что же ему не понравилось?

− У нас пословица есть, − сказал он переводчику, − угостила собака ишака мясом, а ишак собаку сеном, − оба голодные остались. – Он улыбнулся. – Всякому народу свой обычай хорош….

А ведь и Хаджи-Мурат, говоря словами Абдулатипова, и в кошмарном сне не мог представить себе, что окажется среди участников бала, где наряженные и напомаженные женщины в декольте и с открытыми плечами танцуют в обнимку с мужчинами! Помня о целомудренных горянках, с головы до ног окутанных скромным одеянием, ему бы возмутиться, но он был слишком воспитан для этого, как сказали бы сейчас – толерантен.

Почему бы родителям как можно чаще не возвращаться к нашему историческому прошлому и не учить своих детей этой толерантности на бесчисленных примерах выдающихся предков?!

Не разделяю точку зрения тех, кто говорит: «Люди зачерствели и сделались злыми, молодежь – наркоманами и «лесными братьями» из-за того, что плохо стали жить». Скажите на милость, когда и в какие годы мы жили лучше и комфортнее? Когда было столько небоскребов, автомашин, ресторанов и кафе, домов отдыха и ночных клубов? Когда столько людей регулярно проводило свои отпуска в заграничных поездках?

Ну и как? Люди стали лучше? Добропорядочней? Великодушней?

Да нет! Отгородились друг от друга каменными стенами и железными решетками! Однако никакие ограждения не спасают от грабежей и похищений, от издевательств друг над другом и братоубийств…

Осмелюсь утверждать, все беды наши происходят от плохого воспитания, а еще вернее – от отсутствия воспитания в исконном смысле понимания этого слова. Одни родители, занимаясь день и ночь работой, воспитание детей возлагают на нянь; другие – на детские сады, где с двадцатью-тридцатью крохами занимается одна воспитательница, и та – нередко, к большому сожалению, человек с неудавшейся судьбой, сама лишенная человеческого тепла; третьи полагаются на школу… В результате дети не получают отпущенного им природой материнского тепла и отцовского внимания, а общество получает неполноценных людей, которых и гражданами назвать грех. Правы лакцы, когда говорят: «За деньги все купишь, кроме отца с матерью».

Если мы стремимся к идеальному обществу с достойными гражданами, детей нужно воспитывать в семьях не со дня рождения, а еще до зачатия: ни одна мысль – хорошая или плохая – не исчезает бесследно!

Еще Марк Твен говорил: «Хорошее воспитание – это умение скрывать, как много думаем мы о себе и как мало о других».

Мы разучились думать о других!

Диоген сетовал, что люди соревнуются, кто кого столкнет пинком в канаву, но не соревнуются в искусстве быть прекрасным и добрым; музыканты ладят струны на лире, но не могут сладить с собственным нравом; астрономы следят за Солнцем и Луной, но не видят того, что у них под ногами; педагоги учат правильно говорить, но не учат правильно поступать…

У нас, к большому сожалению, только гражданские суды учат правильно поступать. Между тем за время своего существования человечество выработало немало общественных мер наказания, сила воздействия которых намного выше. Это общественные суды, которые, в результате нашей автоматически растущей безответственности перед другими, канули в лету.

 

Аксакал дагестанской исторической науки Расул Магомедович Магомедов писал в замечательной книге «Обычаи и традиции народов Дагестана»: «В знаменитом ауле Кубачи, где трудятся всемирно известные мастера-златокузнецы, за последние сорок пять лет был только один случай кражи. Пропал ковер в мечети. Происшествие это было необычное для Кубачей. Когда провели расследование, оказалось, что ковер украл их же сельчанин. Возмущенные люди собрались на сход и единодушно потребовали наказать вора по старинному обычаю. Посадили его на осла лицом к хвосту и водили по аулу».

Я сам из аула Кубачи. Поэтому помню, как рассказывали об этом старейшины аула. И знаете, что говорили, когда водили по аулу вора? «Эй-й, дорогие сельчане! Стар и млад! Вы, наверное, еще никогда не видели вора-кубачинца: спешите посмотреть на этого последнего человека!»

На другой день не только вор, но и вся его семья исчезла из аула. С тех пор в Кубачи кража, какая бы она ни была (большая или маленькая) считается грехом, позорящим честь и достоинство не только провинившегося, но и всей семьи и рода его.

А что говорят сегодня? «Ну и что ж тут такого? С кем не бывает…

Чужая боль – нас не касается…

«Горе соседа, что дождь на крышу». Мы становимся равнодушными к тому, что происходит рядом с нами и вокруг нас. Вот так погружаемся в свой эгоистический мир и превращаемся в единоличников и мизантропов.

Что может спасти нас?

Продуманные шаги назад к морально-этическим, культурно-историческим и гражданским обычаям и традициям наших славных отцов и дедов!

Вассалам-вакалам!


Оценить статью

Метки к статье: Магомед-Расул, О шагах назад, Абдулатипов, Бисавалиев, Общество, Дагестан

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^