» » Наида Хаспулатова Деньги
Информация к новости
  • Просмотров: 155
  • Добавлено: 13-07-2017, 16:13
13-07-2017, 16:13

Наида Хаспулатова Деньги

Категория: Общество, Экономика, Политика

Юнус Саадуев: «Социально значимые расходы не сократились»


 

 

– Юнус Магомедович, сильно ли изменились на новой должности Ваши обязанности? И собираетесь ли Вы менять что-то кардинально в работе министерства?


– Руководитель – это, конечно, более ответственная и значимая должность. Будучи заместителем, я отвечал за несколько направлений, сейчас решаю более глобальные вопросы, связанные, в первую очередь, со сбалансированностью бюджета.

Что касается кардинальных изменений в работе, то эта задача перед всеми министерствами и ведомствами поставлена Главой Республики Дагестан Р. Г. Абдулатиповым с первых дней работы. Проектное управление результатом, прозрачность всех процессов, наращивание собственного финансового потенциала республики, достижение максимального результата от каждого израсходованного рубля – вот приоритеты, которые нам определены руководством республики и над которыми мы работаем.

Правда, необходимо будет более жестко, системно подойти к формированию бюджета, чтобы не получилось, как в этом году, когда мы были вынуждены сократить расходную часть бюджета более чем на 4 миллиарда рублей. Но при этом мы не затронули социально значимые расходы. Иначе говоря, наша главная задача – полностью профинансировать социально значимые выплаты.

Также предстоит обеспечить выполнение сбора неналоговых доходов. На сегодня он не выполняется, так как не поступают доходы от реализации имущества.

А вообще, основной задачей министра финансов, на мой взгляд, является разработка и реализация взвешенной, ответственной финансовой политики, обеспечивающей социально-экономическое развитие республики, формирование и исполнение сбалансированного бюджета региона с гарантированным исполнением обязательств государства перед гражданами Дагестана. Вместе с тем важно, увеличение доходных источников бюджета, без которых невозможно финансово обеспечить как текущие расходы, так и расходы развития.


– За последние три года цены на продовольствие выросли почти в два раза. При этом зарплата бюджетников в лучшем случае осталась прежней, а у многих сократилась. Как это согласуется с выполнением «майских» указов Владимира Путина? Ждать ли бюджетникам повышения зарплаты?


– Мы обязаны обеспечить выполнение «майских» указов Президента России, которые предполагают повышение заработной платы работникам образования, здравоохранения, социальной политики. Мониторинг заработной платы, который проводит министерство труда и социального развития РД, установил, что средняя зарплата в Дагестане в 2016 году составила 17 301 рубль. Так как зарплата бюджетников должна быть не ниже средней по региону, в нашей республике ситуация благоприятная: наши работники образования получают в среднем 19 528 рублей.

Был сохранен достигнутый уровень средней заработной платы за 2015 год у врачей – 30 835 рубля и социальных работников – 13 561.

В 2018 году ожидается повышение заработной платы нескольким категориям бюджетников в соответствии с «дорожными картами», утвержденными в рамках реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года.


– Недавно со ссылкой на ваше министерство прошло сообщение о том, что не будут выделены деньги на бесплатное питание беременным и детям до трёх лет. Кто определяет, какие направления необходимо финансировать? Разве подобная социальная помощь не является обязательной для всех российских регионов?


– Учитывая ограниченные финансовые возможности республиканского бюджета и связанные с ними трудности финансирования принятых обязательств, средства на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в бюджете региона на 2017 год не предусмотрены. К сожалению, такое положение не только в нашей республике, но и в ряде других субъектов России.

Вместе с тем, особо важные, жизненные статьи на питание и медикаменты были увеличены по сравнению с 2016 годом соответственно на 121,6 и 190,8 процентов еще на стадии первоначального формирования проекта бюджета. В целом, социально-значимые расходы, которые включают заработную плату с отчислениями во внебюджетные фонды, пособия, различные социальные выплаты и первоочередные расходы (питание, медикаменты, коммунальные услуги, уплата налогов и т. д.), составили 78,8 млрд. рублей или 76,2% в общих расходах консолидированного бюджета.


– О повышении собственных доходов Дагестана говорится постоянно. Растут ли они? Несмотря на позитивную динамику развития и высокие темпы роста основных показателей социально-экономического развития, именно по ним Дагестан до сих пор находится в числе худших регионов. Почему это происходит и есть ли надежды на изменения?


– В настоящее время доходы растут. Уровень дотационности консолидированного бюджета республики в 2016 году по сравнению с тремя предыдущими годами (в сопоставимых значениях – по новой методике счета) снижен и составил 52 процента. Среднегодовой прирост собственных налоговых и неналоговых доходов в течение последнего десятилетия был на уровне более 15 процентов. В текущем году уточненная сумма налогов и сборов запланирована в размере 35,9 млрд. рублей.

Проблема высокой дотационности бюджета сложилась с начала 90‑х годов прошлого века из-за развала административной системы хозяйствования, повлекшей разрыв связей между предприятиями, преимущественно обслуживавшими военно-промышленный комплекс, последующее их банкротство и практически полную ликвидацию. Вместе с тем, «новая» система межбюджетного регулирования была сконцентрирована на необходимости «насыщения» стабильными доходными источниками, в первую очередь, федерального бюджета, а потом уже регионов, при недостаточности бюджета которых применяется механизм «бюджетного выравнивания». При этом уровень «встречных» финансовых потоков остается достаточно высоким.

Потребуется напряженная работа, в первую, очередь от главных администраторов доходов бюджета, налоговых органов, контролирующих и фискальных служб. Вместе с тем, как вы знаете, в республике ведется активная работа по выполнению приоритетных проектов Главы РД Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова. Например – проект «Обеление» экономики», предполагающий расширение налоговой базы как республиканского, так и местных бюджетов за счёт имеющихся резервов. Это реализуется через правительственные и муниципальные межведомственные комиссии с участием всех заинтересованных органов: федеральных, республиканских и муниципальных.

Что касается нахождения Дагестана в числе регионов с низкими социально-экономическими показателями, нужно отметить, что в целом это не так. При том, что по уровню бюджетной обеспеченности и обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, мы действительно отстаем, по многим другим направлениям имеем хорошие результаты – индекс промышленного производства (1 место среди субъектов СКФО), инвестиции в основной капитал (1 место), ввод в действие жилых домов (2 место), объем оказанных платных услуг населению (2 место).

Анализ социально-экономического положения Дагестана за последние годы выявил ряд проблем, сдерживающих успешное развитие. Их решение позволит сохранить положительную динамику экономических показателей и обеспечить опережающее развитие.

Наида Хаспулатова Деньги

– Влияют ли на бюджет крупные инвестпроекты, которые сейчас запущены – территория опережающего развития Каспийска, завод листового стекла, целый ряд крупных и, главное, активно развивающихся агропроектов?


– Влияют, но изменения видны не сразу. Инвесторы, которые начинают работать в Дагестане, на первое время освобождаются от республиканских налогов. Это позволяет «встать на ноги» предприятию и помогает создать комфортные условия для привлечения инвесторов. Недавно заработал завод «Мараби», завод листового стекла, сразу несколько крупных теплиц и птицефабрик, в них создаются рабочие места, благодаря которым поступает налог на доходы физических лиц в бюджет республики. Естественно, со временем эти предприятия начнут платить и налог на прибыль.

Реальное увеличение доходов сейчас дает приоритетный проект «Обеление» экономики», который реализуют муниципалитеты и министерство экономики. Из «тени» выводится малый и средний бизнес: сейчас на каждом шагу большие торговые точки, рестораны, банкетные залы, а когда их проверяют, оказывается, что официально числятся буквально несколько человек с минимальной зарплатой. Ясное дело, что это неправда. Я считаю, что «Обеление» экономики», на самом деле даст ощутимый «финансовый результат».


– Повышение собственных доходов уже 20 лет является главной задачей глав муниципалитетов. Справляются ли они с этим, кто является лидером, а кто аутсайдером? И как Вы считаете, этот показатель больше зависит от климатических и географических условий или от личных качеств главы муниципалитета?


– В течение последних трех лет идёт рост поступления собственных налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований республики практически во всех районах и городах. Среди наиболее преуспевающих можно отметить Махачкалу, Дербент, Кизляр, Избербаш, Даг. Огни, Дербентский и Каякентский районы. Снижение уровня поступлений наблюдается в Рутульском районе. Недопоступление в 2016 году сложилось в Буйнакске (91%), Чародинском районе (94%). По остальным муниципалитетам исполнение на уровне 98 и более процентов.

Понятно, что в высокогорных районах невозможно развивать крупный бизнес, и 90% собственных доходов – это налог на доходы физических лиц с бюджетников. В городах и на равнине проще, но почти все налогоемкие предприятия работали на оборонную промышленность, сейчас все закрыты или еле выживают. Фактически единственные крупные налогообразующие предприятия – коньячный завод и завод игристых вин в Дербенте и Кизлярский коньячный комбинат.

Нельзя забывать, что от главы муниципалитета многое зависит, он должен активно работать с регистрационными и силовыми структурами, искать инвесторов и помогать им. Мы часто видим позитивные изменения при смене глав, то есть новый руководитель выстраивает работу должным образом и получает позитивный результат.


– Наибольший удельный вес в структуре налогов в Дагестане приходится на налог на доходы физических лиц. Это нормально?


– В сложившихся условиях, когда граждане преимущественно заняты в сфере гражданской, муниципальной служб, в бюджетной сфере, налог на доходы физических лиц остается основным источником пополнения консолидированного бюджета республики. В некоторых районах и городах он достигает уровня 80–90 процентов от общего объема налоговых и неналоговых доходов. В то же время, начиная с 2014 года, доля налога на доходы физических лиц снизилась с 40 до 34 процентных пунктов.

НДФЛ, наряду с налогом на прибыль организаций, является наиболее весомым доходом бюджетов. НДФЛ – один из легко взыскиваемых налогов, поскольку удерживается налоговым агентом при начислении заработной платы.

В целом по России его доля в налоговых доходах бюджетов субъектов составляла 40,6% в 2015 году и 39,9% в 2016 году.

Аналогичная тенденция характерна для большинства развитых стран мира.


– Главная задача министерства – следить за исполнением республиканского бюджета. Насколько часты случаи нецелевых расходов, и часто ли выделенные на объекты или проекты деньги не используются и возвращаются в бюджет?


– С предложенной Вами формулировкой о главной задаче министерства финансов «следить за исполнением республиканского бюджета» не могу согласиться. В первую очередь мы должны обеспечить качественное и эффективное составление проекта бюджета, учитывающего максимально возможную мобилизацию доходов бюджета, рациональное распределение бюджетных средств по направлениям, учитывающее приоритетные расходы, разумную долговую политику, и, в конечном итоге, – эффективное исполнение.

В меру своих полномочий, технических возможностей и в соответствии с процедурой исполнения бюджета, установленной бюджетным законодательством, министерство обеспечивает своевременное, целевое финансирование бюджетных расходов министерствам и ведомствам – главным распорядителям республиканского бюджета.

Последующее освоение бюджетных средств, в соответствии с назначениями (сметами – для казенных учреждений, планами финансово‑хозяйственной деятельности – для бюджетных и автономных), в рамках утвержденных государственных программ, является компетенцией органов исполнительной власти, как главных распорядителей бюджетных средств.

Контрольные функции осуществляют: Счетная палата Республики Дагестан и Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан, созданная 4 года назад. Согласно представлениям этих контрольных органов по материалам проверок Минфином принимаются меры по взысканию сумм нецелевых расходов.

В части неполного освоения средств следует отметить, что согласно бюджетному законодательству по завершению финансового года (31 декабря) неиспользованные бюджетные средства перечисляются на счет республиканского бюджета, образуя остатки на 1 января следующего финансового года, которые являются источником финансирования дефицита бюджета. Целевые федеральные средства, оставшиеся неосвоенными, перечисляются в федеральный бюджет и, по мере надобности, в установленном порядке, могут быть возвращены в бюджет республики на те же цели.


Оценить статью

Метки к статье: Экономика, Министерство Финансов, Юнус Саадуев, Наида Хаспулатова

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^