» » Дискурс Тамерлан Магомедов "Дороги, которые мы выбираем"
Информация к новости
  • Просмотров: 111
  • Добавлено: 16-08-2017, 12:07
16-08-2017, 12:07

Дискурс Тамерлан Магомедов "Дороги, которые мы выбираем"

Категория: Общество, Экономика

Дороги, которые мы выбираем

Лето – время жестокой битвы нервов и знаний на пограничье среднего и высшего образования. От количества баллов, полученных по итогам сдачи ЕГЭ, зависит дальнейшая жизнь вчерашнего школьника. Ставки высоки: поступление в престижный вуз и заманчивые перспективы или получение невостребованной специальности в бывшем ПТУ, ныне гордо носящем звание колледжа, и дорога в люди по пустыне отечественного капитализма. Ни один из них не гарантирует в будущем спокойной и обеспеченной жизни или является основанием беспросветного прозябания в жизни. Можно привести немало примеров взлета из низов на самый верх, или падения из «князей» в грязь. Несомненно одно, хорошее образование – это преимущество, хороший шанс на успех, возможность самореализоваться. Есть ли он у всех наших детей?

Как известно, в России две беды. Для решения второй у нас в стране безустанно реформируется экономика, для первой – образование. О результатах экономических реформ каждый может сделать вывод, исходя из собственного благополучия. С образованием не все так прямолинейно. Читать, писать, считать худо-бедно умеет каждый обыватель, но никто его образованным и не считает.
«Это не главное, нужно уметь крутиться», – авторитетно заявят знающие товарищи, навскидку перечислив с полдюжины имен и прозвищ представителей нашего истеблишмента, сколотивших приличное по провинциальным меркам состояние. При этом их уровень образования нередко становится причиной веселого настроения у окружающих. Правда, то, что они направляют немалые суммы на образование своих чад в элитных детсадах, школах и вузах, воспринимается «неравнодушной» частью нашего сообщества, как блажь ради поддержания реноме.
И в продолжение темы пойдут разговоры про таинственную комнату, которая надежно защищена от проверяющих из Москвы и гарантирует беспрепятственное списывание ответов от лучших учителей по всему спектру ЕГЭ. Все что-то слышали, называются суммы, обеспечивающие доступ к заветной пещере Али-Бабы. Сомневающихся добивают железобетонным аргументом: «Таких-то знаешь? Вот они, только больше никому не говори, отдали сколько нужно, чтобы их сынок (дочка) в отдельную комнату без видеокамер попал (а). Он (а) с племянницей моей соседки в одной школе учились. Вообще на занятия не ходил (а), зато ЕГЭ как сдал (а)! Ты же понимаешь?»
Дискурс  Тамерлан Магомедов  "Дороги, которые мы выбираем"
Объяснять таким знатокам особенности учебы в старших классах современной школы − дело безнадежное и неблагодарное. Конституция гарантирует гражданину получение полного среднего образования. А уж качественное образование – дело самих обучающихся или, что чаще, 
их родителей. Папы и мамы, утратившие иллюзии о безоговорочной победе добра и справедливости, понимают, что наследникам необходимо оставить не только длинный перечень объектов движимого и недвижимого имущества, предметов роскоши и драгоценностей, банковские счета и рентабельный бизнес. Всем этим нужно уметь пользоваться и по возможности приумножать.
Итак, родители решают дать ребенку хорошее образование. И попадают в психологическую ловушку. Вера в то, что школа научит всему и воспитает, основанная на традициях советских времен, вступает в конфликт с собственным опытом. Куда отдать ребенка: в соседнюю школу или частную, обычную или престижную? Венцом одиннадцати лет учебы сегодня стало ЕГЭ.
Введение ЕГЭ означало коренное реформирование всей системы образования. Предполагалось, что оно приблизит российское образование к международным стандартам, встроит его, в том числе, через Болонский процесс, в мировую систему образования и науки. Однако продолжающиеся образовательные реформы сегодня постепенно возвращают многие аспекты давно отработанной и хорошо подзабытой системы советского образования. Постепенный отказ от тестирования, возврат сочинений по русскому языку и другие менее очевидные детали говорят, что, формально не отказываясь от ЕГЭ, реформаторы от образования пытаются создать новый неведомый гибрид – определять уровень знаний, базирующихся на советской методике преподавания, западными методами. Что может получиться из такого тюнинга, покажет только будущее.
Сегодня же семьи выпускников оказываются перед пропастью, разделяющей школьную программу и то, что требуется знать во время сдачи экзаменов. Если классный руководитель настоятельно рекомендует для успешной сдачи экзаменов и повышения шансов на поступление в престижный вуз взять репетиторов, это ли не свидетельство латентного кризиса в школьном образовании?
Дискурс  Тамерлан Магомедов  "Дороги, которые мы выбираем"
И сегодня ЕГЭ-туризм никуда не делся, а трансформировался, приобрел более изощ­ренную форму. Определившись с целью устремления будущего выпускника – специальностью и вузами, начинается осада крепости. Для начала ребенка переводят на домашнее обучение. Еще лучше – в школу на малой родине. Договорившись, что ребенок не будет утомлять своим посещением учителей взамен на минимально положительные оценки по предметам, требующимся для получения аттестата. Высокие результаты по ЕГЭ гарантированы. Всем удобно, а школе дополнительные бонусы и уважение.
Заполучив оперативный простор, вы начинаете выбор репетиторов. Тут ждет широкий выбор – от простых учителей до профессорско-преподавательского состава выбранного вуза. Все зависит от ваших желаний и возможностей. Обратите внимание на уличную рекламу. Количество различных образовательных центров и просто опытных педагогов, желающих оказать выпускнику помощь, сопоставимо с количеством объявлений о приеме на непыльную и высокооплачиваемую работу.
В результате слаженной работы родителей, репетиторов, ученика и школы получаем рост средних баллов по результатам сдачи ЕГЭ, при максимальной прозрачности и объективности процедуры сдачи экзаменов и оценки знаний. Рост в разы (!) количества «стобалльников» и в целом по стране, и конкретно в Дагестане.
Эту замечательную картину не смог подпортить даже скандал с золотыми медалистками в Адыгее. При этом вряд ли кто обратил внимание на маленькую деталь – список «стобалльников» заметно отличается от списка золотых медалистов. Парадокс, но факт.
В последние годы значение золотой медали в образовании сильно нивелировалось. Решение о ее присуждении теперь принимается руководством школ самостоятельно, что не прибавляет ей веса. Вполне возможно приобрести ее легально. Так может, совсем отказаться от понятия «золотой медалист» и перестать гонять учеников по всем предметам?
Эта ситуация – отражение дилеммы выбора пути дальнейшего развития образования. Предпочесть, условно назовем «медальную» идеологию, в основе которой лежит обучение в школе, академическому базису по основным отраслям знаний. Либо выбрать «балльную» систему, нацеленную на узкопрофильные знания. У каждого направления свои плюсы и минусы.
Уже озвучены планы по поэтапному введению дополнительно двух обязательных ЕГЭ – по истории и иностранному языку, что практически вдвое увеличит число экзаменов, нагрузку на учеников, родителей и школу в целом. Не обсуждая целесообразность их введения, хотелось бы понять следующее. Готова ли школьная система к введению новых выпускных испытаний? Как скажется увеличенная нагрузка на психологическом состоянии и здоровье выпускников? Когда уровень преподавания школьных предметов станет соответствовать требованиям ЕГЭ?
Еще недавно была возможность обойти ЕГЭ и поступить в вуз по льготной программе сразу на третий курс, окончив профильный колледж или техникум. Сегодня эта дорожка прикрыта, но лазейки остались. Выпускник колледжа поступает на первый курс, пройдя вступительные испытания в профильный вуз, либо представив результаты ЕГЭ по необходимым предметам, и дальше может учиться по сокращенной программе. Но получится ли воспользоваться этим небольшим преимуществом через несколько лет, никто гарантировать не может.
Остается лишь пожелать тем, кому еще предстоит пройти испытания ЕГЭ, чтобы реформа школы, не прекращая перманентный процесс модернизации, не превращалась в испытательный полигон, где на наших детях ставят сомнительные эксперименты.


Оценить статью

Метки к статье: Тамерлан Магомедов, ЕГЭ, Дискурс, Образование Дагестан

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^