» » Пленэр Влада Бесараб Портал. Знаки
Информация к новости
  • Просмотров: 94
  • Добавлено: 16-08-2017, 13:12
16-08-2017, 13:12

Пленэр Влада Бесараб Портал. Знаки

Категория: Общество, Культура


Портал. Знаки
 

Эту однодневную поездку в апреле 2013 г. в Тпиг и другие села Агульского района нельзя назвать полноценным пленэром. Но она дала Асият Камиловой – тогда еще студентке художественно-графического факультета ДГПУ, не просто материал для дипломной работы, а надолго определила ее художественный метод, авторский почерк.
На ХГФ Камилова поступила, собираясь стать дизайнером костюма, поскольку окончила колледж по этому профилю. Но, проучившись год, перевелась, и выпускалась уже как художник-график. Член Союза художников с 2015 года. Сегодня Асият работает на кафедре живописи ХГФ и является аспиранткой Института языка, литературы и искусства им.      Г. Цадасы ДНЦ РАН. Ее будущая диссертация посвящена развитию дагестанской печатной графики.
Асият – замечательный офортист. Ее работы, отличающиеся особой тонкостью и изяществом исполнения, хранятся не только в ДМИИ, но и в фондах Дома графики им. Д. А. Ровинского (Москва), Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург), в коллекции Международной ассоциации графики ADOGI (Барселона, Испания).
Она не делает быстрых зарисовок, даже в пленэрных рисунках предпочитает тщательно фиксировать «мелочи», очень ценит эстетическую роль детали. Ее произведения невозможно бегло просмотреть, их нужно долго и вдумчиво разглядывать. Созерцать. Созданию каждой маленькой картинки предшествует долгий период собирания материала, потому что, помимо эстетической, каждая деталь у Камиловой несет и смысловую нагрузку, а композиция очень точно рассчитана.

 
В Агульский район Асият отправилась вместе с однокурсницей Раисат Аевой, которой необходимо было отснять выполненные ею реконструкции агульского женского костюма. В Тпиге туман, обычный для местности в это время года, вдруг рассеялся, и пока группа была занята работой с другими моделями, Асият успела одна побродить по старому селу с фотоаппаратом. Рисунки были выполнены ею уже дома.
Как и в других районах Дагестана, занятия агулов строго делились на мужские и женские. Помимо овцеводства, мужчины изготавливали косы, серпы, топоры, мотыги, ножи; выделывали овчину и обрабатывали кожу, тачали обувь, шили ремни, пояса. Высокого мастерства достигли агулы в каменном строительстве. Соседи приглашали агульских каменщиков для возведения самых разных объектов, особенно соборных мечетей. Были искусны они и в художественной обработке камня и дерева.
До сих пор в старой части агульских селений затейливыми надписями и изображениями испещрены стены домов, мостов, мечетей. Опорные столбы, деревянные конструкции фасадов, двери и окна, колонны и подбалки балконов, консоли карнизов также украшали сложной орнаментальной резьбой. Особенно богатая резьба покрывала порталы. На них с удивительной точностью строго симметрично справа и слева варьировались элементы плетенки в виде тугих кос и жгутов, хитроумно перевитых кругов, петель и перекрестий, дополненных крестами, розетками, повторяющимися клубками спиралей.
В центре района, селении Тпиг, находится великолепная старинная каменная мечеть, построенная в XI в. по проекту Абу Муслима. По преданию, он лично закладывал фундамент для ее минарета, но, увы, не успел его достроить и поручил это местным мастерам-каменщикам. Во времена нашествия татаро-монгол мечеть, как и все село, сильно пострадала, но быстро возродилась. В 1952 г., во время разрушительного землетрясения, башня минарета развалилась, и ее восстановлением занимался местный житель Гадат Магомедов. Настоящий духовный подвиг по тем временам.
Где бы ни возводились мечети, они всегда превышали по своим размерам остальные дома, строились из лучших материалов. Тпигская мечеть совсем небольшая, но является архитектурной доминантой пейзажа. О совершенстве ремесла агульских мастеров свидетельствует узор на ее дверях, который как образец искуснейшей резьбы по дереву вошел в учебники и справочники.
Точнее, это две двери, похожие лишь на первый взгляд. Разнятся они не только резьбой, но и исторической судьбой, если можно так выразиться.


 

Одна служит центральным входом в мечеть: ее створки полностью открываются, в них врезаны относительно современные ручка и щеколда, а дополнительным «украшением» служат электрические провода, идущие к кнопкам звонков – приметы нашего времени. Вторая дверь – одностворчатая, находится с другой стороны здания (ее еще называют «женской») и заперта. Даже просто подойти к ней поближе, чтобы полюбоваться прекраснейшими орнаментами, невозможно, поскольку все равно уткнешься в натянутую сетку (данное описание относится к 2013 г., в настоящее время ситуация могла измениться. – Ред.). К счастью, ее ячейки оказались довольно крупными для того, чтобы просунуть объектив фотоаппарата. И Асият Камилова получила-таки несколько ценных снимков.
На поверхности двери отпечаталось многое: чудесный орнамент местами отполирован до блеска, а местами словно стесан; дыры от гвоздей и следы неуклюжих попыток реставрации похожи на раны, а глубокие вертикальные трещины – на морщины, покрывающие лица дагестанских стариков. И, как морщинистые лица старых горцев прекрасны, потому что светятся добротой, а сами они крепки духовно и физически, так остается прекрасной и старая дверь. Она не рассохлась, нет, не прогнила изнутри. Кованая петля с тяжелой цепью прикреплена прочно, и сама дверь крепка, надежна и еще послужит людям.
На офорте Асият Камиловой панорамный пейзаж Тпига с минаретом вписан в круг (эта форма называется тондо, и ее очень любили художники эпохи Возрождения), обрамленный несколькими рядами орнаментальных мотивов с той самой двери. Сложно переплетенные узоры, каждый элемент которых любовно выгравирован художником, вновь обретают свой сакральный смысл, несут охранительную функцию, отводят все дурное. Маленькая вселенная агулов, центр их мироздания под надежной защитой.


Оценить статью

Метки к статье: Плэнер, Влада Бесараб, Этнос, Дагестан

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^