» » СОВРЕМЕННАЯ ДАГЕСТАНСКАЯ РЕЖИССУРА
Информация к новости
  • Просмотров: 1287
  • Добавлено: 16-09-2014, 17:33
16-09-2014, 17:33

СОВРЕМЕННАЯ ДАГЕСТАНСКАЯ РЕЖИССУРА

Категория: Культура, № 8 август 2014

СОВРЕМЕННАЯ ДАГЕСТАНСКАЯ РЕЖИССУРАСовсем недавно в издательстве «Наука» ДНЦ вышла в свет монография Г. Султановой «Дагестанская театральная режиссура».

В книге Г. Султановой, одного из самых серьезных специалистов в области истории театра, дан подробный обстоятельный анализ становления и развития дагестанской режиссуры. Это труд, основанный на многолетнем собственном практическом опыте, личных впечатлениях, архивных материалах, публикациях в прессе, стенограммах, воспоминаниях артистов, режиссеров.

Автором проделана огромная работа, проливающая свет на исторический ракурс деятельности того или иного режиссера (с указанием перечня и дат постановок), но более всего направленная на создание многообразной галереи полноценных творческих портретов. Наряду с развернутыми портретами режиссеров старшего поколения, чье творчество на долгие годы стало определяющим художественной направленности и стилевых поисков театра, автор дает и короткие эссе-портреты тех режиссеров, кто оставил какой-либо след в истории национального театра, и тех, кто делает первые шаги в профессии.

И что очень важно – это книга об искусстве режиссуры Дагестана во времени. Автор дает широкий исторический срез со всем кругом творческих проблем, основных имен и событий, сыгравших существенную роль в развитии сценического искусства, и рассматривает эти вопросы в контексте становления и развития театрального искусства Дагестана в различные периоды его истории.

Она знакомит читателя с древними пластами народной зрелищной культуры, из недр которой прорастали, по сути, первые зачаточные формы режиссуры, передает атмосферу начала ХХ века, в которой формировалась почва для создания национальных театров и создания своей национальной режиссуры.

С большой теплотой и признательностью автор рассказывает об огромном вкладе представителей русской сценической школы в формирование основ профессионализма театров Дагестана и базы для становления национальной режиссуры, в числе которых и такие выдающиеся личности, как Синельников, Шатров, Байков, Сан-Ани, Джапаридзе, Григорин, Верховский и др.

Особого внимания заслуживает раздел книги, посвященный творчеству выдающегося деятеля дагестанской культуры – основоположника профессиональной режиссуры Дагестана Г.А.Рустамова.

На этих страницах, исключительно насыщенных по мысли и по объему информации, воссоздается история жизни и общества, в которой формировался многогранный талант мастера: начиная с первых постановочных опытов и далее на режиссерском факультете в ГИТИСе, обучаясь у таких величайших мастеров русского сценического искусства, как И. Берсенев, В.Сахновский, А. Попов, Н. Горчаков и общаясь с сокурсниками, обозначившими впоследствии свои школы и направления: Г. Товстоноговым, А. Гончаровым, И. Радуном.

Глубоко впечатляют и запоминаются те страницы книги, где через сосредоточенное проникновение в процесс творчества, через стремление в деталях запечатлеть работу режиссера над спектаклем, возникает живое видение того, о чем повествует, размышляет автор. Я это отношу к ценным качествам книги Г.А. Султановой.

В монографии акцентируется талант режиссера увидеть и открыть в актере новые потенциальные возможности, сформировать коллектив единомышленников, утвердить и развить свои художественные принципы, обозначить художественное кредо и свою гражданскую, личностную позицию в решении сложных и принципиальных художественных задач.

Особое внимание в творчестве Г. Рустамова уделяется классике – как учебному материалу для формирования школы сценического мастерства, а также таким легендарным постановкам национальной классики, как «Айга-зи», «Молла Насредтин», «Горцы», «Карачач», «Андалал», «Хочбар» и др.

Особенно значимы страницы книги, где прослеживается живая связь национальных традиций с профессиональной сценической школой, где говорится об особенностях национального стиля, героико-романтических, поэтических традициях, питающих актерскую природу, и их месте в художественной практике дагестанского театра.

К творчеству Г. Рустамова по-прежнему возвращаются с пониманием его места и роли в становлении и развитии национальной школы режиссерского искусства. И очень важно все то, что удалось автору книги зафиксировать, отметить, акцентировать, чтобы поиски и открытия Мастера были интересны не только читателю, но и дали импульс к творчеству молодых режиссеров и актеров.

Книга хорошо оформлена, обогащена иллюстрациями сцен из спектаклей режиссеров разных поколений. И читая страницы о режиссерах (особенно старшего поколения), видишь не только портрет, но и атмосферу, в которой формировался его профессионализм и талант. За каждым описанием читатель видит образ живого человека, личность художника.

Очень ценно и важно, что автор книги через призму осуществленных режиссером постановок прослеживает становление, рост, индивидуальный стиль и почерк и соответственно вклад каждого из них в историю развития и становления того или иного театра, создавая при этом многоцветную палитру сценического искусства Дагестана.

Хорошо выписаны режиссерские портреты и подчеркнута их роль в поступательном движении сценического процесса Б. Айдаева, В.Эфендиева, З. Хиясова, И. Казиева и др.

Так, поэтическая и героико-романтическая направленность творчества Х. Абдулгапурова стала определяющей в стилевой палитре Аварского театра; тонкая проникновенная лирико-романтическая режиссура З. Хиясова внесла особую краску в творческую составляющую Кумыкского театра; новой ярко-метафорической сценической лексикой и остро-концептуальной режиссурой обогатил сценическую палитру Дагестана И. Казиев.

Притчевое начало в сочетании с острой сатирической линией постановок В. Эфендиева показали не только возросший уровень творческой режиссуры, но и на долгие годы определили художественную платформу театра, основанную на классических традициях русской психологической школы, стремление работать на потребу времени, поднимать актуальные, общественно значимые вопросы, выступая не только интерпретатором других авторов, но и восполняя дагестанскую драматургию новыми, своими пьесами.

Безыскусная простота и направленность мысли спектаклей М. Ибрагимова и превалирующая нравственная проблематика его постановок раскрывают его художественное кредо – воспитание нравов, совершенствование общества.

Скандарбек Тулпаров вернул на сцену Русского театра русскую классику, придав ей достоинство национальной стилистики и постановочной культуры в сочетании с поисками новых форм воплощения известных произведений, уделив серьезное внимание синтетической природе театрального спектакля.

Нет сомнений, что издание, правдиво свидетельствующее о жизни, творчестве и судьбах тех, кого уже нет сегодня с нами, и тех, кто продолжает творить, станет ценным и необходимым не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, интересующихся культурой и искусством Дагестана.

Такие работы сохраняют для будущих поколений по крупицам собранную историю нашей культуры, имена тех, кто творил эту историю, ибо без прошлого нет будущего, а чтобы строить будущее, необходимо учитывать опыт прошлого.


Автор: БАДРИЖАТ МАГОМЕДНАБИЕВА

Оценить статью

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^