» » Безопасный город Наида Хаспулатова «Письма счастья»
Информация к новости
  • Просмотров: 254
  • Добавлено: 16-08-2017, 13:41
16-08-2017, 13:41

Безопасный город Наида Хаспулатова «Письма счастья»

Категория: Общество, Интервью

«Письма счастья»

Буквально три года тому назад горячим дагестанским водителям вдруг начали приходить «письма счастья» – постановления о штрафах. Для большинства это было непривычно – все привыкли притормаживать перед постом или при виде людей в форме, в случае чего разбираться с инспекторами ГИБДД, и разбирались по-разному. А тут – фотография твоей машины, нарушения… Поспорить, конечно, можно, но фотофакт – вещь упрямая.

На самом деле Дагестан с внедрением этой системы запоздал. В цивилизованном мире она действует уже давно. Да и в России старт программе «Безопасный город» был дан Президентом России Владимиром Путиным еще в 2005 году на заседании Совета Безопасности. Причина очевидна: в России с населением 150 миллионов человек за год на дорогах гибнут 27 тысяч человек. В Евросоюзе, где 530 миллионов – 25 тысяч погибших. Огромная разница, а причины две – менталитет водителей и плохие дороги. Плохие дороги – это тема другой статьи, а менталитет, если он опасен для жизни, надо менять.

Система фотовидеофиксации активно развивалась во всех регионах, однако в нашей республике была внедрена одной из последних, о чем неоднократно говорилось на совещаниях в федеральном МВД. У бюджета просто не было денег на эти дорогостоящие комплексы, поэтому у нас решили пойти другим путем. Директор ГКУ «Безопасный Дагестан» Вагиф Диярханов рассказывает, как без денег удалось выстроить современную систему:
– У нас в республике систему начали внедрять в 2014 году. Однако Дагестан одним из первых в России начал развивать систему фотовидеофиксации именно за счет инвестора в рамках инвестиционно-сервисного государственного контракта, заключенного в феврале 2014 г. Контракт – это экономически выгодное решение, немаловажный фактор, позволяющий сократить расходы бюджета на закупку и обслуживание оборудования, повышающий качество эксплуатации. Заодно сокращается время устранения неисправности, так как все вопросы с установкой, обслуживанием и ремонтом решает подрядчик. Наша задача совместно с ГИБДД – выбрать места для установки, где наблюдается высокая аварийность, и в дальнейшем контролировать подрядчика на предмет бесперебойной и безошибочной работы комплекса. Инвестором стала известная московская компании «Maykor». Таким образом, республика, не затратив ни копейки, сегодня построила систему фотовидеофиксации и получает штрафы в республиканский бюджет.
Стационарный пункт этой сис­темы, оборудованный камерами, называют «рубежом контроля». Мне, как гуманитарию, не совсем понятно, почему, но название придумали не в Дагестане. Первые рубежи контроля появились у нас совсем недавно, в 2014 году. Координирует эту работу, связывает между собой коммерческие и государственные структуры и контролирует их взаимодействие госучреждение «Безопасный Дагестан». Пока сис­тема внедрена только в Махачкале и на некоторых участках федеральных трасс. Диярханов рассказывает, что сейчас в Махачкале установлено 15 рубежей контроля –10 скоростных и 5 для контроля перекрестков, внедрены также 6 мобильных передвижных комплексов видеокамер на аварийных участках федеральных трасс. Сейчас занялись новым направлением – следить за парковкой. Насколько плохо обстоит с этим дело, знают все махачкалинцы – половина городских дорог забита стоящими машинами.

– Мы запустили в аэропорту «Уйташ» комплекс «Парк­Райт», где за неправильную парковку выносится штраф в автоматическом режиме. То есть там бесплатная стоянка, но некоторые автолюбители паркуются на проезжей части недалеко от въезда на территорию аэровокзала под знаками «Остановка запрещена». Каждые пятнадцать минут комплекс объезжает зону запрета парковки и фиксирует все автомобили. Если один и тот же автомобиль дважды обнаружен в зоне запрета, то формируется материал для составления штрафа, который чуть позже поступает в ЦАФАП. Доказательная база – две фотографии. «ПаркРайт» начнет работать и в Махачкале: на железнодорожном вокзале и автобусных остановках. Неправильно паркуются много где, например, проспекты Шамиля и Ярагского наполовину используются как стоянки.
Основная цель внедрения этой системы, понятно, не сбор штрафов, а безопасность движения. И самое интересное, помогает решать проблему незаконопослушных горцев, чья манера вождения приводит всех в ужас. Успехи впечатляющи. Если в начале проекта за сутки фиксировалось 8 тысяч нарушений, сегодня – в среднем 3 тысячи. Камера очень дисциплинирует водителей. Эти 15 рубежей контроля были установлены по предложению ГИБДД на самых аварийных участках города. Сейчас там количество инцидентов снизилось в несколько раз, в три раза уменьшилось количество погибших и раненых в ДТП. И хотя минимальный штраф вроде бы небольшой – всего 500 рублей, но обычно автомобилисты, один раз заплатив, стараются не повторять своих ошибок.
Комплекс фотовидеофиксации позволяет запечатлеть практически все административные правонарушения. Четыре основных нарушения являются причиной большинства аварий: превышение скорости, проезд на красный, пересечение сплошной линии, остановка на пешеходном переходе. До недавнего времени наиболее частым и массовым нарушением было превышение скорости, сейчас это почему-то пересечка сплошной. Наверное, иначе в махачкалинских пробках и на дозволенной скорости сейчас не проедешь.
Еще один плюс такой системы, в отличие от патрулирования дорожных инспекторов – бесконтактная форма работы: нарушения фиксируются, и штрафы рассылаются автоматически. То есть даже самый богатый и влиятельный человек не может ни с кем договориться или решить вопрос по звонку. Штрафуют всех! На столе директора «Безопасного Дагестана» в стороне от рабочих бумаг как подтверждение равенства всех перед законом лежит оплаченное «письмо счастья» на его собственную машину.
У водителей, с кем я поговорила, претензий почти нет. Многим приходилось терять в авариях родных и близких, и они понимают, что нужно срочно менять поведение на дорогах. Сейчас для них главное, что за нарушения отвечают все подряд, нет тех, кому позволено безнаказанно вытворять на дорогах, что угодно. И тут выяснилось самое неожиданное: основные нарушители – не обнаглевшие богачи на роскошных машинах, как принято считать в народе, а старенькие «приоры» и «семерки». Дагестанский парадокс?
Так как владелец камер – коммерческая фирма, понятно, что она не может требовать с людей штрафы. Этим занимается Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД МВД по РД, сокращенно ЦАФАП. На его создание, как вспоминает Диярханов, ушло много времени и сил:

– Сложность заключалась в том, что на федеральном уровне отсутствовала единая нормативно-правовая база. Много времени уходило на запросы и согласования с департаментом МВД России, Роскомнадзором РФ, ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам.
Эффективность построения комплекса фотовидеофиксации нарушений ПДД определялась методом проб и ошибок. И в результате ЦАФАП ГИБДД МВД по РД считается лучшим и единственным, выполнившим все предъявляемые законами требования по безопасности персональных данных при их обработке. Он же является образцово‑показательным в рамках России. Всем подразделениям ЦАФАП в РФ уже рекомендовано использовать опыт республиканского ЦАФАП.
На все перечисленные выше мероприятия из бюджета Дагестана или Махачкалы не было потрачено ни копейки. Все финансовые расходы взял ни себя MAYKOR на безвозмездной основе.
Штрафы выносятся при помощи рабочих компьютерных станций. Все они сертифицированы для этой работы, точно так же, как и программное обеспечение, которое обрабатывает госномер транспортного средства и по нему запрашивает из баз данных информацию о владельце машины. Первые письма счастья пошли в начале 2014 года, год у нас ушел на согласование. Мы, как заказчики, следим, чтобы фирма выполняла свои обязанности в рамках контракта технически правильно. И за комплексы «ПаркРайт» отвечают сотрудники ГКУ «Безопасный Дагестан» и ГИБДД.
А вот ЦАФАП – это то место, в котором по фотофактам составляются постановления. По закону, подписать их может только аттестованный сотрудник ЦАФАП. Поэтому предварительную обработку делают вольнонаемные сотрудники Центра – проверяют качество фото, подготавливают запросы в базу данных, а окончательную проверку и подпись на постановления ставят в отдельном помещении офицеры ГИБДД. В день здесь выписывается несколько тысяч постановлений. Специальная машинка ловко запечатывает их в конверты. Я ожидала увидеть огромное помещение, набитое десятками людей. Ничего подобного – всего в штабе дагестанского ЦАФАПа 18 человек, правда, работают они с большой загруженностью.
Единственная в этом штабе женщина офицер – старший лейтенант София Камилова. В ГИБДД уже 10 лет, приходилось и дорожным инспектором на улице работать. ЦАФАП считает огромным шагом вперед, говорит, что это намного эффективнее, чем даже круглосуточный пост. «Раньше тяжело было разбираться с претензиями: если водитель говорит, что не нарушал, приходилось вызывать инспекторов. А сейчас просто показал на экране то, что камера увидела, и уже никто не спорит. И, главное, удовлетворение от работы приходит, когда на самых тяжелых участках города, где стоят рубежи контроля, стали ездить практически идеально. Все знают, что безнаказанными не останутся. Больше всего нарушений сейчас совершается на трассе «Махачкала–Аэропорт» – многие приезжают с гор и не знают о камерах. Один раз получат штраф и на глазах умнеют. Мои друзья и знакомые все выспрашивают, где установлены камеры, чтобы там не нарушать».
Начальник ЦАФАП ГИБДД МВД по РД Минатулла Алишов возглавляет эту структуру с момента ее создания. Говорит, что желающих работать здесь было очень много. Главное, видна эффективность – аварийность по Махачкале уже снизилась во многом благодаря рубежам контроля. Минимальный штраф – 500 рублей, максимальный – 5 тысяч. Вроде бы не огромные деньги, но психологически очень действует. «В среднем мы выдаем 3–4 тысячи постановлений в день, собираемся увеличить количество камер многократно. Чем больше будет рубежей контроля, тем лучше, потому что процент нарушений еще очень высок. В идеале было бы оборудовать комплексами каждый перекресток в каждом городе и, конечно, федеральные трассы. Они очень позитивно влияют на водителей: там, где установлены комплексы, фактически нет аварийности. По итогам года количество ДТП снижено, но ситуация на дорогах все еще остается сложной. Менталитет нашего народа и культура вождения пока плохо совместимы, хотя немало водителей в целом приветствуют этот комплекс. Многие предлагают увеличить число камер, им нравится, когда все равны перед законом на дороге».
Одно из важных преимуществ камеры – отсутствие коррупционной составляющей. Штрафы приходят автоматически, изъять из базы их никто не может. Люди стали понимать, что договориться с инспекторами ЦАФАП не получится, можно только оплатить долг – вне зависимости от статуса нарушителя: никакой самый высокий пост не освобождает от ответственности перед законом. Можно, конечно, обратиться с заявлением на обжалование наказания – в течение 10 дней.

– Несогласных очень мало, – утверждает Алишов. – В основном ссылаются на то, что машину продали, а документы правильно не оформили. Люди не понимают, что штрафуется собственник, а не тот, кто сидел за рулем. Я работал дорожным инспектором, начальником ГИБДД Хасавюртовского района – здесь сложнее, и все равно приходится держать все на контроле: конверты, инструктажи, разводы, проверки качества работы, качества материалов. От оборудования фотовидеофиксации гораздо выше эффективность, чем от живого поста. Но инспекторы все равно нужны, подложных номеров много, серьезные нарушения и ДТП все равно может расследовать только инспектор, но камеры в этом очень помогают, и не только ГИБДД. К нам через МВД обращаются все силовые структуры для расследования уголовных и террористических преступлений, и немало случаев, когда наши сьемки помогли следователям.

Штрафы, как и налоги, платить никто не любит. Значит, что? Не хочешь платить – соблюдай правила, потому что тебя пасет неподкупная камера. А скоро «Безопасный Дагестан» начнет работу в других городах, хотя основной точкой расширения по-прежнему остается Махачкала.
Недавно Госдума РФ приняла решение об установлении камер фотофиксации на всех федеральных трассах. Поэтому, нравится это кому-то или не нравится, но процесс уже не остановить. Пора становиться законопослушными, другим способом безопасной жизни на дороге не добиться. Мы это хорошо видим – вместе с телекамерами на улицах Махачкалы.


Оценить статью

Метки к статье: ГИБДД, Штрафы, Хаспулатова, Общество, Дагестан

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^