» » Генезис Сергей Лугуев "Этика этноса"
Информация к новости
  • Просмотров: 79
  • Добавлено: 10-09-2017, 18:04
10-09-2017, 18:04

Генезис Сергей Лугуев "Этика этноса"

Категория: Общество, Культура

Атмосферу, царящую на сходе, лучше всего, думается, передать словами очевидца последней трети XIX в.: «Но вот состоялся джамаат. Все члены его держали себя весьма дисциплинировано: у места молчат, у места говорят, и некоторые говорят весьма бойко, плавно и дипломатично, у места слушают: интерес каждого - предмет сходки, совещания, и если джамаат собрался в ауле подле строений, то крыши их переполнены любопытными наблюдателями и слушателями, которым нет места в среде самого джамаата - несовершеннолетними, а иногда и женщинами. Это не стадо, это строго дисциплинированная толпа, импровизированным поведением ее на сходке может остаться доволен любой поклонник порядка».

*   *   *
Каждый член коллектива должен был вести себя на улице спокойно, собранно, односложно приветствуя встречных и проходящих и кратко отвечая на приветствия и добропожелания. Бездеятельный досуг в будний день вне своего дома не подвергался осуждению только в одном случае: каждый вечер свободная от работы та или иная часть мужского взрослого населения собиралась на годеканах, где в неторопливых, спокойных беседах короталось время.
Здесь же, неподалеку, зачастую присутствовала молодежь, подростки и юноши. Стоя в стороне, не вмешиваясь в разговор старших, они с жадным вниманием прислушивались к рассказам о старине, о славных деяниях и ратных подвигах своих предков, впитывали в себя мнение и оценки старших о поступках и личных качествах своих родственников и односельчан и т. д. Такие «клубы под открытым небом», своеобразные кузницы общественного мнения, давали подрастающему поколению очень многое, формировали их ценностные ориентации, прививали им одобряемые обществом моральные и этические поведенческие нормы.

*   *   *
Сдержанность служила одной из основных определяющих поведения людей на таких собраниях. Сдержанно пошутить, сдержано посмеяться, не перебивать говорящего, воздерживаться от чрезмерных реплик и замечаний, в сдержанных тонах осудить человека за проступки или воздать хвалу кому-либо за проявленные достоинства — основной тон, основная атмосфера среди собравшихся на годекане. Обличения, язвительные замечания, задевающие достоинство присутствующего, категорически отвергались.
Генезис  Сергей Лугуев  "Этика этноса"
*   *   *
Это вовсе не исключало возможность сурового наставления старшего по отношению к младшему, младшим, сделанного в краткой, сдержанной форме. Иронические насмешки и пикировки здесь не только не запрещались, но и приветствовались, при условии, что они преследовали цель развеселить собравшихся, проявить находчивость и остроумие и не задевали сложившихся понятий о человеческом достоинстве.

*   *   *
Сидящий на годекане должен был обладать, кроме того, чувством меры. Стремление переключить внимание собравшихся целиком на собственную персону, не давая возможность другим высказаться, каким-то соображением поделиться, считалось, как уже выше отмечалось, дурным тоном. Не приветствовалось и поведение человека, постоянно отмалчивающегося, только слушающего и ничего не говорящего.

*   *   *
Для девушек и молодых женщин выход за водой в большинстве обществ Дагестана был своеобразным поводом «на людей посмотреть и себя показать». Не случайно молодые женщины и особенно девушки на выданье ходили по воду с нарядными кувшинами и в лучшей одежде из обыденного (не свадебного, праздничного) своего гардероба.

*   *   *
У источника, родника девушки проводили какое-то непродолжительное время, чтобы обменяться новостями, поговорить полунамеками о сердечных привязанностях друг друга и проч. Сюда же, к родникам и источникам, могли прийти и юноши, которые в шутливой, завуалированной форме выражали девушкам свои симпатии. Девушка обычно не реагировала на подобные знаки внимания, или отвечала кратко, язвительно, в нарочито-грубой форме (даже если была польщена вниманием). Молодые женщины в эти молодежные перепалки не вмешивались. Те и другие (девушки и женщины) возвращались с полными кувшинами, шли медленно, потупя взор и не оглядываясь по сторонам.

*   *   *
Оказать внимание девушке юноша мог, попросив у нее напиться. Отказывать в таких случаях было не принято, юноша, стремясь продлить мимолетное свидание, пил обычно долго, маленькими глотками, с перерывами. Оба при этом молчали. Это был один из немногих, не отвергаемых обществом, знаков внимания, который юноша мог себе позволить. Однако злоупотреблений не допускалось и здесь: излишне частое «утоление жажды» водой из кувшина одной и той же девушки могло вызвать неудовольствие ее родителей и родственников.
Генезис  Сергей Лугуев  "Этика этноса"
*   *   *
Местом, где небольшая группа женщин и девушек могли пообщаться, были и общественные печи для выпечки хлеба. В ожидании своей очереди собравшиеся шутили, судачили, обсуждали те или иные происшествия в селении и др.

*   *   *
Подобным же местом встреч и общения для женщин и девушек иногда служил пологий берег реки, куда выносились для стирки или ополаскивания предметы одежды, ковры, дорожки и проч. Посещение юношами и мужчинами подобных мест не практиковалось. Более того, они старались обходить эти места стороной, чтобы не подвергаться граду насмешек, язвительных замечаний, откровенного поддразнивания в свой адрес.

*   *   *
В целом юноша и девушка, мужчина и женщина, не состоящие в близких родственных отношениях, за пределами селения в поле, на лугу, в лесу и т. д. не должны были встречаться. Если встреча ненароком все же происходила, та и другая сторона обменивалась односложными приветствиями и дальше каждый проходил молча. Так же вели себя двое и более мужчин, юношей при встрече с одинокой женщиной или девушкой. В обратной ситуации девушки или женщины могли как-то задеть мужчину, парня, сделать какое-то шутливое замечание в его адрес, насмешливо отозваться о тех или иных анатомических особенностях встречного и проч. В ответ они могли услышать только беззлобные отшучивания и не более: отвечать женщинам в том же тоне юноше, мужчине считалось непристойным.

*   *   *
Поведение каждой из сторон несколько менялось в ситуации встречи группы мужчин, юношей с группой женщин, девушек. Тут обмен приветствиями мог сопровождаться шутками и колкостями с обеих сторон, при этом первые их них проявляли большую сдержанность по сравнению со вторыми.

*   *   *
Традиционные нормы морали запрещали члену общества пройти через чужую пашню, сенокосный участок, сад, заходить в чужой загон для скота и др. При этом в расчет не принималось, что урожай зерновых или фруктов давно собран, сено скошено, загон пустой. Если возникала необходимость, хозяина заранее об этом ставили в известность или сообщали об уже имевшем факте с необходимыми при этом объяснениями.

*   *   *
Таким образом, регламентировались нормы поведения человека, оказавшегося по той или иной причинам вне пределов селения, в джамаатской округе. Разумеется, что еще строже соблюдались подобные нормы, когда речь шла о собственности членов соседних и других джамаатов. Понятно, что все сказанное относилось и к вакуфной собственности.
Генезис  Сергей Лугуев  "Этика этноса"
*   *   *
Особые этические нормы соблюдались при прохождении через мост. Проходящие обычно держались левой стороны. Возможно, что одна из причин такой нормы объясняется необходимостью наибольшего простора для правой руки (для применения по необходимости оружия, для обмена рукопожатиями). Всадники тоже держались левой стороны моста, но коней с тюками груза или груженных ослов проводили по правой стороне.

*   *   *
Стоя на мосту вести переговоры со встречными или с попутчиками было не принято.

*   *   *
При встрече у моста двух отар или стад крупного рогатого скота преимущественное право получал тот из хозяев, пастухов, чабанов, кто шел на подъем, а на плоских участках округи тот, у которого направление течения реки проходило по правую руку. Рациональная подоплека подобных норм не всегда поддается объяснению, в народе принято было руководствоваться ими как «кодексом предков».

*   *   *
Повсеместно существовал запрет на бесцельное пребывание прохожего на мосту, подолгу смотрящего вниз, на воду.


Редакция благодарит Зарему Дадаеву за представленные в материале редкие фотографии из собрания Музея истории города Махачкалы


Оценить статью

Метки к статье: Лугуев, Этнос, Генезис, Культура и традиция Дагестана, Общество

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^