» » ЕЩЕ РАЗ О ЗИРИХГЕРАНЕ. ОБ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО КУБАЧИ
Информация к новости
  • Просмотров: 4024
  • Добавлено: 16-09-2014, 17:42
16-09-2014, 17:42

ЕЩЕ РАЗ О ЗИРИХГЕРАНЕ. ОБ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО КУБАЧИ

Категория: Общество, № 8 август 2014

ЕЩЕ РАЗ О ЗИРИХГЕРАНЕ. ОБ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО КУБАЧИЗирихгеран (Зерегьгаран) в переводе с персидского означает, как известно, «бронники; кольчужники». Слово это употреблялось на Востоке наряду со своим прямым значением и для обозначения части горского населения Северо-Восточного Кавказа. 
Некоторые из тех обитателей старого Дагестана (XVII–XVIII вв.), которые были знакомы с основными языками мусульманского мира, знали о существовании этно-топонима Зерегьгаран. Употребляли они его, однако, чаще в форме Заригаран – «Ювелиры», которую переводить можно и как «Изготовители парчи». Пример этому имеется в одной из книг Р.М. Магомедова, где он публикует текст письма Уммахана Аварского некоему Хаджиатта. Они использовали изучаемый этно-топоним при письме на восточных языках нередко, как мы увидим ниже, для наименования жителей даргинского сел. Кубачи, находящегося в нынешнем  Дахадаевском районе РД. Кстати, на родных языках они называли данный населенный пункт иначе. Так, большинство даргинцев: ГIарбачIи «Кубачи» и гIарбукI «кубачинцы», даргинцы сел. Ицари – Иргъабай «Кубачи», даргинцы сел. Чираг – ГIургъабачIи; агульцы – АргъвекI; аварцы – УргъабекI; табасаранцы – ЯрбакI; лакцы – ГIургъ. Все эти наименования восходят к самоназванию кубачинцев гIугъбуг, в прошлом, – «ургбуг», откуда, возможно, идет предполагаемая древняя форма гIургъбукI.
Чаще, однако, дагестанцы называли термином «Зирихгеран» (точнее, Заригаран) аштынцев – горцев, говорящих на кубачинском языке, но обитающих далеко от Кубачи, к юго-западу от последнего. 
В конце 80-х годов ХХ в. автор этих строк выступил с маленькой статьей о Зирихгеране, где затронул вопрос о его локализации в свете той информации о Зирихгеране, которую несут в себе трудные для толкования сообщения арабских авторов IХ–Х вв., а также на базе иных источников, имеющих, однако, уже дагестанское происхождение. Кубачинец М.М. Маммаев – личность предельно уважаемая мною, крупный кавказовед, выступил тут категорически против моих умозаключений, высказанных по поводу Зирихгерана. Он охарактеризовал их как «фантазии», исходящие от «Т.М. Айтберова», которые «нет надобности» подробно «разбирать». Почему же, однако, я не имею права поразмышлять над отдельными (не простыми, с точки зрения науки) вопросами истории Зирихгерана, или, как пишет мой старший товарищ М.М. Маммаев, высказать тут свои научные «фантазии»? Ведь 60 процентов всей ранее неизвестной ученому миру информации об историческом Зирихгеране выявлено в течение последних десятилетий и затем опубликовано как раз-таки Т.М. Айтберовым или же увидело свет при его участии, то есть было отражено в тех статьях, в которых он является соавтором. 
Итак, у меня есть новые факты о Зирихгеране XIV–XVII вв., а следовательно, вполне могут возникнуть мысли, которые будут отличаться от укоренившихся в научной среде.
Вначале приведем некоторые факты, содержащиеся в дагестанских письменных и эпиграфических источниках, которые подтверждают, что термином зирихгеран обозначали кубачинцев.
Так, согласно одной из написанных по-арабски памятных записей, обнаруженных в сел. Урахи в 834/1430-31 г., имела место реставрация соборной мечети Зирихгерана. В этой связи отметим, что в Кубачи в здании бывшей соборной мечети обнаружена старинная каменная плита, на которой вырезана дата: «Восемьсот тридцать четвертый (1430/31) год…». По мнению знаменитого кавказоведа Л.И. Лаврова, она передает нам информацию о ремонтных работах, происходивших в названном даргинском селении. Далее, в популярном ныне арабоязычном сочинении «История Маза», составленном в начале XVII в., где речь идет о событиях ХI–ХII вв., сказано, что большой «город» Зирихгеран известен «в настоящее время как Кубачи». В сочинении известном как «Дербенд-наме», написанном в конце XVII в. (на тюркском языке), говорится, что «племя зирихгеран» называется «теперь Кубачи», а в отдельных списках, что «Верхней частью Кайтага является Зергеран, или Гюбечи». Это отождествление Зирихгерана // Заригарана с Кубачи (ГIугъабаже), предложенное грамотными дагестанцами прошлых веков, является в целом общепринятым и среди современных ученых.
Согласно преданию, записанному Е.М. Шиллингом в 1940 г. со слов старика-кубачинца Г.-Р. Ирганова, первоначально «место поселения кубачинцев находилось» к западу от нынешнего Кубачи – на границе с лакцами. Называлось оно «Кар-Урбуг» (Хъар-гIурбуг) – «Верхние урбугцы». Впоследствии, однако, кар-урбугцы, как гласит это предание, переселились оттуда на восток – туда, где теперь стоит пос. Кубачи. В этой связи отметим, что похожую информацию из текста автора Х в. ал-Масуди донес до нас И. Гербер, современник Петра I, немец, находившийся на российской службе. Дело в том, что он дает основания для расположения Зирихгерана на карте гораздо западнее той местности, в которой стоит современное Кубачи, как это заметил еще великий В.В. Бартольд. Такая локализация Зирихгерана находит себе подтверждение, как мы увидим ниже, в дагестанских письменных и эпиграфических памятниках. К примеру, в колофоне, то есть в концовке, Корана, хранящегося ныне в мечети аварского сел. Мехельта (Гумбетовский район РД), указано, что он переписан в 1061/1651 г. неким Али, обозначаемым «по-персидски Заригарани», то есть «Ювелирский», а «по-аджамски», то есть на местном языке (Т.А.), «Усдди»; Усдди//Усти – лакское и, по всей видимости, староаварское название даргинского сел. Ашты (ГIашти), которое лежит к западу от Кубачи вблизи лакских земель. 
Таким образом, получается, что в XVII в. грамотные по-арабски дагестанцы называли зирихгеран, наряду с кубачинцами, аштынцами, которые говорят на кубачинском языке. После этого можно уже, видимо, не сомневаться, что в известной исламоведам Аштынской надписи конца XIII в., в которой сообщается о постройке мечети «для людей зирихгеранских, когда они перешли в ислам – от неверия», речь идет о жителях сел. Ашты, а не о кубачинцах, ставших мусульманами в 1306 г. 
Итак, в Х–ХVII вв. обитатели  аштынских земель, которые лежат в отрыве от Кубачи, назывались зирихгеран//заригаран. 
Согласно даргинским преданиям, современное селение Ашты образовалось из жителей существовавшего ранее в той местности поселения (ГIаштала ши – ?) и подселившихся к ним людей, пришедших из сел. Анчибачи (ГIанчебачIи), которое располагалось прежде рядом с Кубачи; эпиграфика фиксирует, кстати, анчибачинцев в аштынском микрорегионе уже под 718/1318-19 г. Впоследствии, как рассказывали даргинские старики, в ту же местность (ГIаштала ши) перебралась и часть населения, проживавшего в девяти деревнях, лежавших на расстоянии от одного до одиннадцати километров от современного Ашты. Обнаруженный нами в аштынском урочище «Кархана» (Къархана) эпиграфический материал позволяет полагать, что отмечаемый здесь процесс синойкизма (сбора людей в одну точку, поселения их в один населенный пункт. – Т.А.), завершился в пределах XIV–XV вв. Таким образом, можно сказать, что вплоть до ХII–XIII вв. аштынский, то есть западный, Зирихгеран представлял собой не одно единственное крупное горское село, а небольшой округ, лежавший в верховьях Улучая и состоявший из нескольких мелких населенных пунктов. Обитатели его, как и современные нам аштынцы, говорили, по всей видимости, на угбукском-кубачинском «языке».
Сведения восточных авторов IX в., а также компиляция XVII в., известная как Дербенд-наме, позволяют думать, что в VIII в. Зирихгеран представлял собой более или менее значительное территориальное образование Дагестана с немалым населением. Покоренные тогда Халифатом зирихгеранцы были обязаны поставлять в Дербенд ежегодно по 50 человек в качестве рабов. Информация, содержащаяся в работах восточных авторов (Ибн ал-Хаййат, ал-Баладзури, ал-Йакуби), дающая описание пути Марвана ибн Мухаммада из Тумана, в Зирихгеран//Заригаран, а затем в Гамри, потом в «Шандан», является, как это заметил А.А. Иванов, основанием для одного небезынтересного предположения. Суть его заключается в том, что зирихгеранская территория VIII в. включала в себя земли, лежащие где-то в промежутке между Хунзахом и бассейном р. Гамриозень. Следует отметить, что исторические представления аварцев были зафиксированы по-арабски не позднее XVIII в. в виде текста Тарих Дагестан. Согласно им, как известно, в мусульманском Дагестане было лишь три «области»: Авария, под которой подразумевается Сарир, «Сахл», то есть «Равнина», где господствовали языки азиатского происхождения, и Зирихгеран. Фактический материал, а также кубачинские предания, собранные Е.М. Шиллингом, позволяют считать, что доисламский (маздаитский) Зирихгеран был в течение какого-то времени территориально крупной единицей горного Дагестана. 
Во второй половине IX – начале Х в., возможно, в связи с известным из восточных источников усилением Сарира, «большой» Зирихгеран VII–VIII вв. уменьшается либо даже распадается, что более вероятно. Одна группа выходцев из «большого» Зирихгерана, лежавшего к северо-западу от пределов нынешнего Дахадаевского района, оседает, как мне кажется, в зоне современного местоположения сел. Кубачи, где среди них сохраняются до 1306 г. древние традиции маздаизма. Другая же часть выходцев оттуда перешла в бассейн Аштынской речки, являющейся правым притоком р. Улучай, где возникает политическое образование, население которого придерживалось, по словам ал-Масуди (Х в.), всех трех авраамических религий. В первой половине Х в. среди этих людей, являвшихся этническими угбугами, которых можно уже назвать «аштынцами», были наряду с христианами и иудеями, и приверженцы «ислама». Позиции последних стали усиливаться к началу XI в.,  памятная запись гласит: «дата исламизации» угбугов (гIургъ) соответствует «408/1017-18 году». В конце XIII в. эти жители Аштынской речной долины, даргинцы, именовавшиеся на восточных языках зирихгеран – «бронники, кольчужники», находившиеся под верховной властью Шамхальства, под влиянием кумухской знати принимают ислам. В скором времени сел. Ашты превращается в один из дагестанских центров кавказского ответвления мусульманской цивилизации – там получает распространение письменность на арабском языке, развивается искусство, появляются ученые, самым известным из которых в XVI в. был Ахмад Зирихгерани.
Итак, в письменных источниках, составленных на восточных языках, подразумевались под «Зирихгераном» не только сел. Кубачи и кубачинцы, но и обитатели нескольких даргинских (гIургъбуг) населенных пунктов, располагавшихся в долине Аштынской речки (X–XIII вв.), из которых затем в результате синойкизма в пределах XIV–XV вв. образовалось сел. Ашты – западный Зирихгеран XIV–XVII вв. 
 
Фото А. Батыровой


Автор: ТИМУР АЙТБЕРОВ

Оценить статью

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^