» » Слово от редакции "И ничего на этом месте не было..."
Информация к новости
  • Просмотров: 974
  • Добавлено: 10-10-2017, 15:46
10-10-2017, 15:46

Слово от редакции "И ничего на этом месте не было..."

Категория: Общество

И ничего на этом месте не было...

Даже те, кто самозабвенно любит Махачкалу, не могут не согласиться, что нашему городу отчаянно не хватает легенд, мифов, сказок. Чтобы можно было водить гостей по улицам и показывать «дом с привидениями», пустырь, где «как говорят старожилы, зарыли сокровища да так и не нашли потом», подвал, откуда «шел подземный ход до самого Баку!», бухту, «где причаливали к берегу контрабандисты». Детская тяга наша к тайне и приключениям, наша жажда прикоснуться к необыкновенному так и осталась неутоленной.

 

В 2003 году в газете Черновик появилась рубрика «Лучший вид на этот Город», куда каждый мог прислать придуманную нафантазированную историю о городе.

Были там тексты про маяк, где сидит бледный юноша, сочиняющий, а после рассылающий «письма счастья». Про пятачок рядом с озером Ак-Гель, где творились странные вещи – человек, отошедший туда, возвращался другим, будто побывал в иных мирах, и глаза его видели другие небеса. Еще была история про смотровую площадку на Тарки-Тау, мол, оттуда ночью светящиеся улицы лежащего внизу города видятся подобием гексограмм из китайской Книги Перемен «И-цзин» и можно по ним гадать. Была история и про Дом-корабль на Буйнакского: мол, до сих пор ходит по его лестницам призрак красавицы, утопившейся с горя, когда во время шторма рыбачью лодку, где были ее отец и любимый, разбило вдребезги.

Помня о приближающемся юбилее Махачкалы, редакция журнала «Дагестан» решила возобновить цикл Сказок о Городе. Тем более, музей истории Махачкалы задумал сборник, куда вошли бы все литературные произведения, действие которых происходит в нашем городе. Включая стихи, детективы и фельетоны. Так что мы дали нашим авторам задание – придумать увлекательную, загадочную историю, но с такими фантастическими подробностями, чтоб читатель не обманывался насчет природы этих рассказов. А наоборот, проникся бы предложенной игрой и сам принял участие в создании большого коллективного Мифа о Городе.

В майском номере нашего журнала были опубликованы первые истории из этого цикла. Одна о небывалом потопе и тумане, накрывшем Махачкалу и о человеке в желтых одеждах. Вторая – о гениальном аварском поэте, погибшем в 30-е, чьи замурованные в стену рукописи нашли рабочие во время перестройки бывшей библиотеки на проспекте Гамзатова.

Автор обеих – Дамир Саидгазин, которого мы очень ценим и бережем за умение увидеть в заурядном необыкновенное. Тексты его, разумеется, были размещены в разделе «Литература», рядом с рассказами других авторов — меньше всего мы хотели вводить своего читателя в заблуждение и выдавать выдумку за подлинные исторические факты. Однако кое-чего мы не учли.

Историю с пропавшими рукописями гениального поэта принял всерьез один человек. Немолодая женщина, увлеченно собирающая все поэтические и прозаические упоминания о Махачкале, немного огорчилась, услышав, что это Игра, но под конец беседы рассмеялась и сказала, что, пожалуй, сама тоже напишет для нас. После чего редакция обратилась к автору с просьбой: «Дамир, больше невероятного! Такого, чтоб никак читатель не запутался!». Однако с опубликованным в июльском номере рассказом под названием «Готический собор» этот прием не сработал.

Строящееся на углу проспекта Гамзатова и ул. Гамзата Цадаса необычное для Махачкалы здание со шпилями и элементами готического стиля горожан интригует давно. Вроде бы раньше это была швейная фабрика — так говорят. Но уже давно в нем не было никакой жизни, стояло серое и скучное строение-коробка с выбитыми окнами, и вдруг оно стало преображаться. Обросло деталями, настолько своеобразными и необычными для Махачкалы, что все оживились, зашептались, забегали с вопросами.

Мы всей редакцией тоже взволновались. Наконец-то Тайна! Загадка! Наконец-то в городе вырастает такое здание, к которому просто просится легенда! И мы придумали. И Дамир написал. И теперь уже к нам стали приставать с расспросами: «А что там взаправду будет, не узнали? А кто хозяин?»

С хозяином мы познакомились, но совсем не так, как мечталось.

Он нашел нас сам и изложил свои требования — написать опровержение, где четко и ясно будет сказано, что все, изложенное в нашей публикации, — чистой воды выдумка. Так как это и есть чистой воды выдумка, мы с легким сердцем идем навстречу.

Сообщаем всем заинтересованным и не очень: разумеется, никаких готических соборов в XIV веке в Махачкале не было. Более того, в XIV веке не было ни самой Махачкалы, ни ее предшественника города под названием Петровск-Порт, ни даже той крепости на Анжи-Арка, из которой город и вырос. Городу всего 160 лет, какой XIV век, какие католики, какие соборы?

Не было Петра, якобы поведавшего автору семейную легенду. Не было ни его семьи, ни прабабушки, ни ее рассказов про Вацхат аль-Марджани, выдающегося зодчего из Константинополя, прозванного «белым арабом» за глаза потрясающей яркости и синевы, что сияли на его смуг­лом лице.

Лев Гумилев не писал про собор. И не писали о нем средневековые арабские ученые. Паломники со всего света не приезжали в Дагестан, чтобы им полюбоваться, и европейские зодчие не копировали изящество его сводов, не пытались повторить разно­цветную пляску солнечных лучей, преломленных витражами. А после революции никто не прятал утварь и старинные манускрипты в глубокие подвалы, мы даже не уверены, что такие подвалы есть.

Не погибал архитектор, якобы выписанный из Парижа новыми хозяевами для реставрации здания, и никто не крал из замурованных подвальных сокровищниц меч крестоносцев, обладавший магическими свойствами — залечивать раны и удесятерять силу своего владельца.

Возмущение нынешних владельцев здания можно понять. На их головы обрушился вал наших фантазий, а в родственники им навязали непонятного, да к тому же никогда не существовавшего Петра. Приносим свои искренние извинения.

Мы понимаем, что никто не обязан разделять наши восторги от возможности не только увидеть на улицах Махачкалы что-то необычное, но и придумать ему Историю. Мы признаемся, что судили по себе, и потому нам в голову не пришло, что можем кого-то задеть такой выдумкой. Еще раз официально повторяем – мы придумывали Сказки. Легенды. За то, насколько они удачны, несем ответственность только мы. И нынешние владельцы здания не имеют никакого отношения ни к выдуманным нами обстоятельствам, ни к выдуманным нами героям, ни к выдуманному нами миру.

Ничего на этом месте не было. Никаких соборов. Трикотажная фабрика была. И что будет – не знаем, да и не очень интересно.

…А рассказ – отличный.


Оценить статью

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^