Открытый просмотр
В выставочном зале Театра поэзии — необычный проект. Впервые широкой публике представлены учебные постановки студентов отделения изобразительного искусства ХГФ ДГПУ. Те самые «головы натурщика» и «фигуры в интерьере» (ну и натюрморты, конечно, куда ж без них в академическом образовании), которые семестр за семестром рисуют, пишут и лепят будущие живописцы, графики, скульпторы.
Руководители всех мастерских отделения изобразительного искусства — выходцы из стен академического Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Соответственно, «вся система образования строится на общих взглядах на характер и цели традиционного художественного воспитания», подчёркивает во вступительной статье к выставке искусствовед Наталья Мусаева. Традиция открытых просмотров и защит дипломных проектов, как и тёплые, дружеские, доверительные отношения между учениками и мастером, а также выпускниками одной мастерской разных поколений оттуда же — из Репинки.
В искусстве такая преемственность и «родственность» очень важна и всячески подчёркивается. Так, народный артист СССР, маэстро Мурад Кажлаев всегда отмечает, что является «музыкальным правнуком» Римского-Корсакова, поскольку в Бакинской консерватории учился в классе профессора Бориса Зейдмана, окончившего Ленинградскую консерваторию по классу композиции Максимилиана Штейнберга, который, в свою очередь, был учеником самого Николая Римского-Корсакова.
Среди участников выставки, которые ещё не волшебники, а только учатся, выделяется группа студентов — выпускников отделения живописи Дагестанского художественного училища, чьим педагогом была Наталья Савельева. Сама она — выпускница мастерской живописи ХГФ ДГПУ заслуженного художника России, профессора Абдулзагира Мусаева, у которого сегодня успешно учатся её бывшие студенты.
Все авторы, чьи работы представлены в экспозиции, включая самых молодых, активно выставляются на разных площадках в Дагестане и за его пределами. Причём это самые разные проекты, требующие от художников работ в диапазоне от пленэрно-реалистических до совсем уж концептуальных.
Как «профессиональному зрителю», которому «по должности положено» посещать вернисажи и следить за творческой судьбой художников республики, от выставки в галерее Театра Поэзии мне трудно было ждать чего-то нового. Тем более что значительную часть экспозиции я видела непосредственно на просмотрах. Как-то мне всегда казалось, что о художнике правильнее судить по чисто творческим произведениям, где он сам себе заказчик, исполнитель, авторитет, критик, бог и царь. Ан нет.
Хотя учебные задания для всех одинаковые и в процессе их выполнения студенты должны продемонстрировать знания, умения, навыки, полученные на определённом этапе обучения, оказалось, что при единообразии жёстких требований, в конкретных работах прекрасно видно становление у начинающих художников характерных именно для них художественных приёмов. Более того, порой здесь их видно гораздо более отчётливо и выпукло, чем в самых неформатных и неформальных произведениях.
«Трудно себе представить художника-профессионала, не прошедшего тернистый путь овладения «ремеслом». Этапы восхождения к мастерству — огромное количество постановок по живописи и рисунку, эскизов композиций, набросков, этюдов, копий с произведений великих художников прошлого… практическая реализация заданий по живописи позволяет студентам выражать своё отношение к натуре через взаимосвязь цвета и формы, пятна и линии, света и воздушной среды», — пишет Наталья Мусаева. Степень этого «своего» и способы его выражения и являются главным критерием, по которым мастера не просто отбирают работы в методфонд или на выставку, а угадывают в студентах своих будущих коллег.
Асият Арслангереева, Написат Дибирова, Наталья Савельева, Исмаил Исмаилов, Инесса Цгоева (Гимбатова), Шамиль Канайгаджиев, Шамиль Ахмедов, чьи работы составили ядро экспозиции, как раз и являются теми, кого определённое количество лет назад безошибочно «угадали». Они успешно прошли этап ученичества (конечно, мы помним, что настоящий мастер «учится всю жизнь», но сейчас речь непосредственно о годах учёбы в вузе) и сегодня составляют, как верно отмечает Мусаева, основу современного профессионального искусства республики. Тем интереснее было увидеть их ранние работы, сохранившиеся в закромах методического фонда факультета (о некоторых даже сами авторы успели забыть), попытаться найти в них признаки «творческого почерка», который начал складываться уже тогда, в годы учёбы, а иногда улыбнуться вместе с автором над наивными юношескими экспериментами.
Отдельная история — это натурщики ХГФ. Их много, они все замечательные, но у каждой мастерской есть любимые. Юрий Николаевич, заглянувший на вернисаж, например, чаще всего позирует в мастерской живописи, и многочисленные его изображения в экспозиции — тому доказательство. А ещё есть легендарная «баба Валя» — Валентина Филимонова. На выставке представлено несколько её живописных и графических портретов разных лет в разных образах. Жизнелюбие, обаяние и доброта этой 90-летней(!) женщины восхищают всех, кто с ней встречается. Последние годы она уже не позирует, но регулярно наведывается на факультет, заглядывает в мастерские, посмотреть, что творят нынешние молодые. И это тоже добрая традиция ХГФ.