» » Влада Бесараб "Абрикосовый рай и его обитатели"
Информация к новости
  • Просмотров: 121
  • Добавлено: 12-11-2017, 21:10
12-11-2017, 21:10

Влада Бесараб "Абрикосовый рай и его обитатели"

Категория: Общество, Культура

Абрикосовый рай и его обитатели

Рисунки и акварели для этой рубрики уже были отсканированы и сданы в редакцию, а художник Джамиля Шахбанова всё находила, что в них можно поправить, и присылала новые варианты. В этом она вся: будет корпеть над работой до последнего, доводя её до совершенства. И всё равно недовольна собой.


Поездка в Гергебильский район состоялась пять лет назад в рамках пленэрной практики, но художница возвращается к этой теме до сих пор — благо, собранного полевого материала хватит ещё на несколько серий.

Тогда студентов поселили в селе Курми. Это посёлок гидростроителей, основанный в 30-х годах прошлого века, когда в этих местах строилась первая в Дагестане ГЭС. До 1997 населённый пункт так и назывался «посёлок Гергебильская ГЭС». А подвиг первых строителей, работавших в тяжелейших условиях, воспет прекрасным русским художником Николаем Лаковым, который неоднократно приезжал в Гергебиль в 1930–1935 гг., чтобы зафиксировать, как идёт строительство ГЭС, включённой в план ГОЭЛРО. Лаков был потрясён увиденным настолько, что вспоминал об этом так: «Гигантское ущелье, где сооружается плотина, и люди, висящие над бездной. Они бурят, рвут, обгрызают утёсы…».

С неприступными утёсами, возвышающимися над бурными Каракойсу и Казикумухской Койсу, и целебным мёдом диких пчёл, который под силу добыть лишь самым отчаянным храбрецам, связаны местные предания. Они также рассказывают о том, что когда-то у берёзового леса на правой стороне речной долины было расположено поселение под названием «Маххилазул росу», а на левом берегу реки — «Миккилазул росу». В конце ХIII века после кровопролитных войн их жители вынуждены были переселиться в Гергебиль. Об этих кровавых событиях напоминают могилы воинов, считающиеся зияратом (он существует и сегодня). Впрочем, гидростроители 1930-х, приехавшие в эти края отовсюду, вряд ли знали об этой истории.

Старой архитектуры в Курми нет, и чтобы показать будущим художникам «настоящие» горные селения, их возили в Гергебиль и Кикуни. В разгаре был сезон абрикосов, которыми славятся эти места, и местные жители наперебой угощали студентов.

Гергебильский район — один из самых живописных уголков Центрального Дагестана. В переводе с аварского слово «гергебиль» — «обильно засеянное». И действительно, земли этой долины очень плодородны, а климат благоприятный. И Гергебиль, и Кикуни — сёла с многовековой историей, чьи жители прославились не только как искусные садоводы.

Когда Джамиля Шахбанова вспоминает эту поездку, она говорит не столько о великолепной природе или традиционной архитектуре, которую она, городская девушка, тогда увидела впервые, сколько о людях: «Меня восхищает то, как они справляются с трудностями, ведь даже в наше время жить в горах непросто. Это очень сильные люди. И очень добрые, активные, общительные, весёлые».

В серии нет изображений ГЭС с её плотиной, останавливающей мощный поток воды; садов, живописно раскинувшихся по склонам; величественной панорамы того или иного села. Хотя фотографии подтверждают, что автор всё это видела и тщательно фиксировала, надеясь использовать в дальнейшем. Но не использовала. Нет здесь и «уходящей натуры», Шахбанова живописует места обжитые и обитаемые. Ей интересны люди, которые живут своей обыденной жизнью. Художница поэтизирует сельскую жизнь, любуется людьми, восхищается, как просто и вместе с тем удобно, рационально организовано их нехитрое хозяйство.

Излюбленный материал Джамили — акварель. Причём часто она работает в технике гризайль (то есть пишет градациями одного цвета). И даже в офортах (а Шахбанова — выпускница мастерской графики ХГФ ДГПУ и ученица Юсупа Ханмагомедова, отличный офортист) и карандашных рисунках у неё сохраняется живописность, мягкость.

Влада Бесараб  "Абрикосовый рай и его обитатели"

Джамиля — художник-лирик. Причём лирик есенинского толка — из-за любви к крестьянской теме. «Природа превращала горцев в тружеников», — поясняет она, акцентируя внимание на том, что ей хотелось показать эту неразрывную и естественную связь горца с природой. В этом она продолжает традицию русского художника XIX в. Григория Гагарина, превратившего акварельный этюд в жанр художественного очерка путём включения в пейзаж жанровых сцен. Причём изображаемое действие всегда присуще героям, привычно им, и воспроизведено достоверно. Жизнь людей в горах размеренная и гармоничная, опыт предков — будь то садоводство или изготовление урбеча, актуален сегодня и будет востребован завтра. Это «завтра» у гергебильцев, несомненно, есть.

На одном из листов мы видим ребёнка, который помогает матери заготавливать сено. Согнувшись под тяжёлой ношей, они идут рядом. Да, им тяжело, но они при этом улыбаются. Им хорошо просто от того, что они сейчас вместе, у них общее дело, солнце ласково светит, и каждый камень неровной дороги им знаком. Техника гризайля хорошо передаёт постепенные светотеневые переходы, игру рефлексов, различные подробности, сообщающие особую достоверность изображению. Отказавшись от цвета, художница, тем не менее, сумела передать и теплоту летнего дня, и игру света в яркой зелени, и фактуру камня и дерева. Что говорит о виртуозном владении техникой акварельной живописи.

В портретах Шахбанова передаёт не столько характер героя, сколько его настроение, которое она мгновенно улавливает.

Видимо, поэтому даже аульские старики, всегда занятые хлопотами по хозяйству, охотно ей позировали, отложив все свои дела. Они видели подлинную заинтересованность художницы в происходящем. Перебирая рисунки, Джамиля вспоминает, как бабушка Марьям, почти не говорившая по-русски, через свою внучку, выступившую в качестве переводчика, рассказывала о том, что в молодости она очень любила танцевать, участвовала в самодеятельности, и они с мужем часто выступали по всему Дагестану. А вот у другой бабушки из Курми «переводчика» не нашлось, но она и без перевода поняла, что её просят позировать, и с удовольствием согласилась. Обычная верёвка как-то так хитро завязана, перекинута и скручена, что мешок надёжно зафиксирован на плече старушки, которая словно и не замечает его тяжести, глядя на зрителя внимательно и ласково.

Гергебильская серия Джамили Шахбановой безыскусна, но при этом очень изысканна. Ею хочется любоваться, она приглашает размышлять. И вспоминать неповторимый вкус гергебильских абрикосов, хотя их и нет на рисунках.

 

 

 

Влада Бесараб  "Абрикосовый рай и его обитатели"


Влада Бесараб  "Абрикосовый рай и его обитатели"

Влада Бесараб  "Абрикосовый рай и его обитатели"

Влада Бесараб  "Абрикосовый рай и его обитатели"


Влада Бесараб  "Абрикосовый рай и его обитатели"

 


Оценить статью

Метки к статье: Влада Бесараб, Пленэр, Кикуни, Живопись, Джамиля Шахбанова, Гергебильский район

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^