» » Сергей Лугуев Генезис "Этика этноса"
Информация к новости
  • Просмотров: 822
  • Добавлено: 11-12-2017, 19:46
11-12-2017, 19:46

Сергей Лугуев Генезис "Этика этноса"

Категория: Общество, Культура

Мы продолжаем публикацию материалов докторской диссертации ученого и этнографа, профессора Сергея Абдулхаликовича Лугуева «Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана. XIX – нач. XX в.»

Убранство комнаты, в которой встречали и окружали вниманием гостя или кунака, отдельные предметы обстановки, элементы одежды общающихся, особенности сервировки стола вообще, а также наличие или отсутствие того или иного блюда в частности, зачастую носили на себе дополнительную, неутилитарную этикетную нагрузку. Предмет, вещь в этом своём качестве, проявлении, становились как бы определителями и регуляторами отношений, носителями информативного начала. От знакового прочтения во многом зависел стиль общения, его тональность.


Сергей Лугуев Генезис  "Этика этноса"
Угол комнаты или отдельная комната, где принимались гости, часто застилались ковром (ворсовым, безворсовым), войлоком (узорным, неорнаментированным полотнищем), циновками, паласами, выделанной овчиной — в соответствии с достатком хозяина. 

*   *   *
Овчина могла быть крашеной или декоративно скомпонованной по цвету, сшитой из отдельных шкур естественных цветов — белых и чёрных (арчинцы). Поверх них разбрасывались подушки, небольшие тюфячки, набитые шерстью, пухом, ватой; на них садились, их подкладывали под локоть, за спину участникам застолья. 

*   *   *
Низкие треногие стульчики, иногда со спинкой — явление позднее для дагестанского горского быта (конец XVIII – начало XIX в.). Ещё позднее в повседневный быт стали проникать невысокие деревянные столики. Столы и стулья современного типа и размеров стали активно проникать в горы Дагестана лишь со второй половины – конца XIX в. и прочно вошли в быт где-то к 30-м годам текущего столетия. Даже к этому времени стул, табурет увидеть в доме горца можно было не всегда — их обычно заменяли скамьи, иногда со спинками. Стена, противоположная двери, также зачастую занавешивалась ковром.
В отдельных регионах Дагестана существовал обычай дарить наиболее почётному, редкому гостю этот ковёр при его проводах (кумыки, хунзахцы, кайтагские даргинцы, акушинцы, кумухцы). Если на этом ковре, украшая комнату, висели кинжалы, шашка, пистолет, ружьё, пороховница и др., хозяин без зазрения совести снимал всё это, оставляя в семье. «Ковёр твой, всё, что на нём — моё», — говорили при этом, обращаясь к гостю, кумухцы.

*   *   *
Поудобней усаживаться, подкладывая за спину или под локоть подушку, тюфяк, гость не мог. Это должен был предложить сделать или проделать собственноручно хозяин дома, его брат, взрослый сын и др. При этом, следуя нормам этикета, оказывающий внимание перебирал руками несколько подушек, тюфяков, мял и взбивал их, «выискивая» наиболее удобный, мягкий, нарядный, красочно орнаментированный вариант.
Сергей Лугуев Генезис  "Этика этноса"
*   *   *
Если приезжал особо почитаемый гость, родственницы хозяина (замужние дочери, сёстры, замужние и незамужние племянницы и др.) могли прислать в его дом нарядные, вышитые подушки (аварцы, в т. ч. и ботлихцы, каратинцы, тиндинцы; даргинцы, в т. ч. и кайтагцы; лакцы, в т. ч. и балхарцы; терекеменцы). Гость использовал их по назначению во время визита (опосредовано, через хозяев) и увозил с собой в качестве подарков (для жены, сестры, матери) после окончания его.

*   *   *
Во всё время пребывания гостя в доме хозяев рядом с его постелью находились молитвенный коврик, а также тазик и кувшин для омовения. Чем нарядней и красочней были эти предметы, тем большие почёт и уважение оказывал хозяин гостю. 

*   *   *
Предложить гостю керамический, не наполненный водой кувшин, невымытые и невычищенные до блеска сосуды для омовения означало бы наличие со стороны хозяина некоего пренебрежения к приезжему или проявление скрытой неприязни.

*   *   *
После продолжительного застолья гость тактично давал понять хозяину, что не прочь бы отдохнуть. По нормам большинства народов Дагестана хозяин тут же препровождал гостя в отведённую для него комнату, где последнего ждала разобранная постель. 
Сергей Лугуев Генезис  "Этика этноса"
*   *   *
Однако у отдельных народов (цезы, бежтинцы, гунзибцы, гинухцы, багулалы, чамалалы) было принято, чтобы постель разбирал сам гость: хозяин лишь указывал ему место отхода ко сну, где все спальные принадлежности лежали в собранном виде. Подвести гостя к разобранной постели для представителей этих народов означало намекнуть ему, что хозяева от него устали и не могут дождаться, когда же гость, наконец, отправится на покой.

*   *   *
Почти в каждой семье был набор кухонной утвари, специально предназначенной для приёма гостей, для семейных торжеств. Эта утварь, в обыденной ситуации расставленная на полках, в нишах, развешенная по стенам (из стран мусульманского Востока, из России, Закавказья и проч.), служила предметом гордости семьи и порой накапливалась в значительных количествах в доме состоятельного хозяина. Особое пристрастие питали к ней кубачинцы — во многих домах фарфоровая, фаянсовая, медная, бронзовая, серебряная, позолоченная и прочая посуда, котлы, лампы, кубки, чаши и т.д. занимали изрядное место. Не принято было использовать обыденную керамическую и деревянную утварь при приёме гостя, кушанья и напитки на стол подавались в самой лучшей посуде.

*   *   *
Знаковую нагрузку несла на себе зачастую и одежда, отдельные её детали. Так, например, зелёное или белое полотнище, обрамляющее часть папахи мужчины, означало, что тот совершил паломничество в Мекку; чёрный, низко повязанный платок и чёрное платье выдавали женщину, находящуюся в трауре. Разумеется, что в подобных случаях стиль общения гостя, его манера должны были соответствовать этим знакам. С оголённой грудью, с распахнутыми верхними пуговицами одежды мужчина в обществе не появлялся. Если в доме было жарко, хозяин, принимающий гостя, выбрав момент, со словами «Что-то жарко сегодня» расстёгивал одну-две пуговицы рубахи, тем самым приглашая гостя не стесняться и поступить подобным же образом.
Сергей Лугуев Генезис  "Этика этноса"
*   *   *
Неприличным считалось принимать приезжего, гостя в сыромятной обуви типа чарыков — на этот случай предусматривались сапоги из мягкой кожи с мягкой же подошвой или (у народностей Южного Дагестана; у цунтинцев, бежтинцев, гинухцев, гунзибцев) вязаные сапоги. 

*   *   *
Находиться в комнате, особенно в гостях, без головного убора считалось предосудительным. Если в комнате было очень жарко, хозяин предлагал гостю снять папаху и надеть на голову тюбетейку либо сшитую из плотного лёгкого материала молитвенную шапочку. Во многих домах горцев для подобных ситуаций хозяева запасались либо тюбетейками, привезёнными из Средней Азии, приобретёнными у татар, либо молитвенными шапочками, изготовляемыми на продажу татарами; головной убор последнего образца мог быть и местного изготовления. 

*   *   *
Женщина-аварка в Западном Дагестане не могла показаться перед гостем без матерчатого пояса — сложенного вдвое белого, красного или зелёного полотнища, подпоясывающего платье. Нормы этикета требовали также, чтобы девушки и женщины на время пребывания гостя в доме свели к минимуму ношение ювелирных украшений и применение косметических средств. Кумычки и дагестанские азербайджанки, женщины Южного Дагестана этих обычаев не придерживались.

*   *   *
Этикетные отношения характеризовались также составом блюд, кушаний на столе.
У большинства горских обществ Дагестана обязательное угощение гостя отваренной бараньей или говяжьей (бычьей) головой не прак­тиковалось. В знак особого уважения к гостю, голова к столу подавалась в некоторых селениях лакцев (Аштикулинского участка), у андийцев, ахвахцев, хваршин, у кайтагских даргинцев. Обыч­но гость раздавал присутствующим кусочки языка и глаза, сам слегка отведывал блюдо, после чего оно уносилось, а к столу подавались другие блюда.
Сергей Лугуев Генезис  "Этика этноса"
*   *   *
У салатавских аварцев и сюргинских даргинцев местами наиболее почётного гостя чествовали сваренной верхней частью (без нижних челюстей) головы зарезанного в честь его приезда быка, бычка. Гость вёл себя примерно так же, как и в предыдущем случае: одаривал кусочками мяса присутствующих, слегка пробовал сам и отсылал оставшуюся часть со стола. 

*   *   *
Оказывая честь знатному гостю из Кумыкии, горцы Дагестана среди прочих блюд обязательно и в первую очередь подавали на стол сваренную курицу целиком, либо печень курицы. То и другое деликатесом, редким блюдом у горцев не считалось — здесь, скорее всего, сказалось некое следование традициям кумыков, сложившимся у них, в свою очередь и скорее всего, под влиянием северокавказских народов.

*   *   *
Независимо от состава блюд, к столу обязательно подавалась соль. Ставилась она в объёмной посуде и в значительном количестве; отсутствие соли на столе было бы равнозначно признанию нежелательности дальнейших встреч с гостем; чрезмерно малое её количество могло быть воспринято гостем как предложение не особенно затягивать свой визит. 

*   *   *
Нежелательным было отсутствие на столе свежего или топлёного масла, сметаны и особенно мёда. Наличие последнего, особенно в сочетании с первым и вторым, традиционно подчёркивало, символизировало радость и удовлетворение хозяина по случаю приезда гостя, кунака. Интересно отметить, что за всё время застолья гость мог к этим продуктам и не притронуться. Ничего обидного для хозяев в этом не было; при повторной трапезе эти продукты к столу больше не подавались. Но если, к примеру, гость хоть слегка попробовал бы сметану, то она подавалась к столу каждый раз во всё время продолжения визита.
Сергей Лугуев Генезис  "Этика этноса"
*   *   *
Подавались к столу обязательно и фрукты. Для жителей плоскости, предгорий, районов с развитым горно-долинным садоводством украсить, разнообразить стол гостя фруктами не составляло особого труда. Сложнее с этим обстояло дело в горах, где свежие фрукты населением потреблялись лишь время от времени даже в разгар сезона. Тем не менее фрукты подавались и здесь, иначе могло сложиться мнение, что радушие и гостеприимство хозяин проявил не полностью. 

*   *   *
Более или менее состоятельные семьи запасались наименее скоропортящимися и наиболее холодостойкими сортами груш, яблок и хранили их чуть ли не до лета — на случай приезда гос­тей. Гость, следуя традиционным приличиям, в последних случаях не столько сам ел фрукты, сколько, разрезав на кусочки яблоко, грушу, айву, раздавал присутствующим. 

*   *   *
В селениях, куда фрукты только завозились, за первой же трапезой гость обычно раздавал и слегка пробовал сам не более пары фруктов и больше к ним не притрагивался до отъезда.

*   *   *
Поданный к столу мясной бульон гость должен был съесть до конца, поэтому хозяин выбирал для него посуду среднего размера — не очень маленькую и не чрезмерно большую. Приправ и специй к мясу, хинкалу на столе должно было быть как можно больше — воспользоваться ими или мягко отвергнуть гость мог только после предложения хозяина или его ближайшего окружения.

*   *   *
Уделяя всё своё внимание гостю, хозяин постоянно был настороже, опасаясь ненароком обидеть гостя, задеть его самолюбие. Так, рог с хмельным, бокал для гостя наполнялся до краёв, но с таким расчётом, чтоб гость не опасался расплескать содержимое и не чувствовал себя скованно. Гость никогда не притрагивался к большому куску мяса или целому чуреку, лепёшке, лежащим перед ним: мясо подавалось небольшими кусками, хлеб — разрезанным (чаще — разломанным) на куски, и так далее.
Сергей Лугуев Генезис  "Этика этноса"
*   *   *
Рядом с постелью гостя на ночь обязательно ставились сосуд с питьевой водой и тарелка (миска, поднос) с фруктами, пирогами, с какой-либо сдобой и др. Оказывая уважение дому, гость должен был отведать хотя бы что-нибудь из оставленного на ночь, иначе мог вызвать обиду хозяев.

*   *   *
Хозяева и гости обычно обменивались подарками. У народов Западного Дагестана было в обычае одаривать гостя вязаными шерстяными носками и сапогами — для гостя и для членов его семьи. Оказывая хозяевам подчёркнутое уважение, гость мог тут же примерить обувь и обычно восторженно отзывался о мастерстве хозяйки дома, её дочери. 

*   *   *
Провожая гостя, хозяева дарили ему продукты (сушёное мясо, курдюк, колбасы, топлёное масло, сыр, мёд, урбеч и др.). Кроме того, хозяин дома мог подарить гостю черкеску, бурку, кинжал, коня, то или иное количество скота и др. 
Подарок зависел от благосостояния хозяина, от общественного или социального статуса гостя, от степени прочности и давности взаимных дружеских уз и др. От перечисленных и прочих условий зависели и подарки гостя хозяину и членам его семьи, вручаемые чаще всего перед окончанием визита. В обоих случаях отказываться от подарков было не принято.

*   *   *
Постоянное оказание внимания в виде обмена подарками было характерно между сторонами жениха и невесты в предсвадебный период и некоторое время после свадьбы. При этом и интенсивность актов дарений, и ценность подарков со стороны жениха, молодого супруга и его родственников была заметно выше обратных знаков внимания.

*   *   *
У многих горских народов Дагестана накануне свадьбы сторона жениха посылала в дом невесты продукты для приготовления угощения членов процессии, пришедших за невестой: какое-то количество муки, масла, сахара, мяса и проч. Выгрузка всего этого не в доме, а у дома невесты считалась для родителей последней оскорбительной. 

*   *   *
Среди принесённых подарков стороной парня в дом девушки в период сватовства нередко был поднос с несколькими чуреками или пирогами с куском курдюка. Если курдюк лежал под мучными изделиями, сторона девушки воспринимала это как проявление пренебрежения, граничащего с неуважением, высокомерием. Положение можно было исправить, только разделив принесённый кусок курдюка на куски и тут же съев их без хлеба и соли. В таком случае происшествие обретало характер розыгрыша, шутки. 

*   *   *
Нешуточное неудовольствие родителей и родственников девушки могла вызвать доставка в дом стороной жениха передней половины (половин) туши барана или задней половины, но не на подносе, а в мешке, завернутой в тряпку или принесённой просто в руках. Тут уже поправить положение можно было только принесением искренних извинений и быстрым исправлением ошибки, недоразумения, оплошности.
Сергей Лугуев Генезис  "Этика этноса"
*   *   *
По обычаям лакцев группы селений в нынешнем Акушинском районе, при сватовстве нельзя было одаривать девушку единичным подарком: парой серёжек, кольцом, браслетом и проч. В таких случаях к девушке, к молодой женщине надолго «прилипала» кличка «цаннин бувлусса» — «выданная за единичное».

*   *   *
Пришедшая к родителям потенциальной невесты, мать, тётка, старшая замужняя сестра юноши просила у хозяев на время мешок, лопату, предмет кухонной утвари и проч. Затем, сославшись на необходимость зайти ещё куда-то, пришедшая просила с означенным предметом к ней домой послать запримеченную девушку. Если родители вежливо в этом отказывали («то, что вам нужно, мы пришлём с её младшим братом, т.к. дочь занята», «она очень стеснительна, с вещью мы пошлём к вам нашу девочку, её младшую сестру» и др.), это означало, что сватов в этот дом лучше не посылать. Если родители не возражали, но в дом с предметом приходила всё-таки не девушка, а её младший брат, сестра, это означало, что родители против сватов ничего не имеют, но дочь не согласна. Если девушка приносила оговоренную вещь, но отказывалась от предложенного ей подарка (колечка, какого-либо количества пряжи, клубков шерстяных ниток и проч.), значило, что вниманием юноши этого дома она не польщена, но готова подчиниться воле родителей. Понятно, что приход девушки и принятие ею подарка означали полное взаимопонимание и согласие обеих сторон.


Оценить статью

Метки к статье: Сергей Лугуев, Этика Этноса, Культура и традиция Дагестана, Этнос

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^