» » КАРАБАС-БАРАБАС И ГЛИНА
Информация к новости
  • Просмотров: 2490
  • Добавлено: 13-10-2014, 16:52
13-10-2014, 16:52

КАРАБАС-БАРАБАС И ГЛИНА

Категория: Интервью, № 9 сентябрь 2014

КАРАБАС-БАРАБАС И ГЛИНАСкульптура Ислама Шовкринского не выставляется на площадях, не живет в скверах и интерьерах, не формирует городскую среду, но она сегодня необходима как символ любви к родному краю, к ее людям, как связь времен. Скульптор подошел к своему 55-летию зрелым мастером, во многом реализовавшим свои творческие замыслы.

Специалисты считают, что в творчестве Ислама Шовкринского нетрудно определить основные истоки, к которым он обращается. Прежде всего, это так называемая «зона архаики». Он – участник региональных, зональных и зарубежных выставок. Его работы можно найти в музеях и частных коллекциях США, Канады, Сирии, Германии, Франции и Японии.

Наш корреспондент встретился с Исламом Шовкринским и задал ему несколько вопросов.

– Ислам, расскажите немного о себе.

– В 1981 году я окончил художественно-графический факультет Дагестанского государственного педагогического института по специальности «Преподаватель черчения, рисования и труда». Сотрудничал с книжным издательством. Работал учебным мастером на художественно-графическом факультете, а также преподавателем, директором художественной школы. С середины 90-х годов активно работал в творческих мастерских Союза художников России. Член Союза художников РФ, заслуженный художник РД. В данный момент являюсь свободным художником.

– Ты себя называешь свободным художником. А можно ли быть от чего-либо свободным?

– Поясню. Я свободен от соблюдения трудового графика, высиживания на рабочем месте от звонка до звонка. У творческого человека не может быть нормированного распорядка дня, регламентации. Надо мной нет начальника, который бы меня «подгонял»; вообще творческий процесс не поддается какому-либо регламенту, он иногда бывает круглосуточным, без перерыва на обед.

– Как ты относишься к критике?

– Очень хорошо, если она конструктивна. Приведу два конкретных примера. На одной из моих отчетных выставок в Москве женщина – член комиссии выдала такую тираду: «Не понимаю, как можно столько лет так издеваться над своим народом…» Я был настолько обескуражен и потрясен, что не знал, как ответить. Мне все время казалось, что именно любовь к своему народу является питательной средой моего творчества, источником моего вдохновения. Был другой случай, когда на зональной выставке в Москве смотрительница музея, узнав, что я автор, призналась в том, что мои работы скрашивают ей рабочие будни и поднимают настроение. После такого откровения приходит осознание того, что не зря сидел и корпел над глиной.

– Ислам, откуда черпаешь свои идеи, где находишь типажи, которые потом переносишь в пластику?

– Еще в институте нас учили тому, что художник отличается от обычного человека своим отношением к деталям. Он замечает, или должен замечать то, на что другие люди не обращают внимания. Часто ловлю себя на мысли, что беседуя с кем-либо, отвлекаюсь от сути разговора и рассматриваю собеседника по деталям: где и какая складка, морщина на лице и т.д. А что касается сюжетов, то у М.Жванецкого как-то спросили: «Где Вы берете темы?», на что он ответил: «А я что, живу в блиндаже?» Мне нечего к этому добавить…

– Почему ты выбрал глину?

– Скорее, она меня выбрала (смеется)! С детства любил лепить из пластилина. А на втором курсе института у нас открылись факультативы. Студенты могли выбрать по душе любой из предложенных видов декоративно-прикладного искусства. Я выбрал глину и влюбился, как говорится, с первого раза. Надеюсь, эта любовь взаимна. Не так просто раскрыть все секреты глины, ее душу. Вот этой загадочностью и непредсказуемостью привлек меня этот удивительный материал, который по праву считается у нас народным. Художественная керамика – единственный вид изобразительного искусства, который заключает в себе все четыре стихии: воду, огонь, землю и воздух.

– Кого ты считаешь своим учителем в профессии?

– На мое становление как художника, скульптора самое большое влияние оказала старший преподаватель кафедры прикладного искусства Райханат Микаилова. Благодаря Райханат Шихабутдиновне в Дагестане появилась целая плеяда талантливых художников-прикладников. Она умела, как никто, развить художественный вкус, пробудить интерес к творчеству. Своим «наставником» также считаю и датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа.

– Образы, воплощаемые тобой в глину, необыкновенно легки и трогательны своей подкупающей наивностью и одухотворенностью. Ты через своих героев выражаешь свое отношение к миру людей?

– Кто-то сказал, что мои работы неглубокие. А я и не ставлю перед собой задачи выражения своей философской концепции или призыву к чему-либо. Если моя работа вызывает у зрителя добрую улыбку, то считаю свою задачу выполненной.

– Ислам, твои произведения лишены вычурности, а сдержанная пластика движений твоих героев, их выразительная мимика не скованы твердостью материала – они живут, и не требуется особых усилий, чтобы услышать гортанную речь тамады, голоса стариков на годекане, зажигательные мелодии горских свадеб. Как удается передать все это в таком простом материале, как глина?

– Еще со школьной скамьи я был активным участником художественной самодеятельности. Далее был институт, народный молодежный театр, армия, затем театр «Хорошее настроение». И везде приходилось если не играть на сцене, то уж во всяком случае быть постановщиком. Вот и в работе с глиной я чувствую себя эдаким Карабасом-Барабасом, который рьяно следит, чтобы его куклы не переигрывали, «не тянули одеяло» на себя, четко взаимодействовали…

– А почему тебе нравится изображать в своих работах стариков?

– Да, это правда, импонируют мне больше всего старики. Незабвенный Виктор Гюго сказал: «Когда веселость примешивается к морщинам, старость приобретает ореол очарования». Не менее уважаемый мною академик Дмитрий Сергеевич Лихачев точно отметил: «Мудрость это ум плюс доброта». Вот я, видимо, нахожусь под воздействием этого ореола очарования и мудрости наших аксакалов. Образы и жанровые сценки, как правило, рождаются внезапно, из воспоминаний детства, впечатлений, чьих-то рассказов, эпизодов жизни. У каждой фигурки своя история.

– У меня сложилось впечатление, что все твои старики очень похожи на Расула Гамзатова…

– Расул настолько колоритен, что повлиял не только на своих собратьев по перу, но и на творчество музыкантов, художников, ювелиров, скульпторов. И если в моих горцах улавливаются черты Расула, то это не моя заслуга, а именно этого великого поэта.

– Ислам, ты принял участие и победил в фестивале «Дагестанская биеннале – «Шунудаг», проходившем под лозунгом «Лучше гор могут быть только горцы!». Фестиваль этот проводится регулярно под патронажем предпринимателя О. Калаева. Как ты относишься к подобным благотворительным акциям?

– Очень положительно. Хочется, чтобы и другие бизнесмены такого уровня (коих в Дагестане предостаточно) брали с Омари Магадовича пример. В селение Хайхи приехали более ста художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской области, Чечни. Вместе с Габибуллой Габибуллаевым и Нариманом Дамадановым я был удостоен Гран-при фестиваля и получил возможность поехать в Англию и поработать в легендарном замке «Камелот», который основал известный английский меценат Джон Маппин. Это была незабываемая и очень познавательная поездка. Побывать в этом замке на берегу Атлантики было впечатляющим событием моей жизни.

– А что любит Ислам Шовкринский, кроме своих лепных человечков?

– Многое. Общение с интересными людьми, путешествия, музыку, экзотическую кухню, книги, встречи с друзьями, дни рождения, Новый год – можно долго перечислять…

 

Фото из личного архива

И. Шовкринского



Автор: ЭДУАРД ЭМИРОВ

Оценить статью

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^