» » НАКАНУНЕ БОЛЬШОГО РЫВКА
Информация к новости
  • Просмотров: 1532
  • Добавлено: 11-11-2014, 15:42
11-11-2014, 15:42

НАКАНУНЕ БОЛЬШОГО РЫВКА

Категория: Экономика, № 10 октябрь 2014

НАКАНУНЕ БОЛЬШОГО РЫВКАК заводу «Авиаагрегат» у меня отношение особое. Впервые я обратил внимание на это предприятие еще на заре перестройки, когда все наши заводы оказались на распутье. Оборонные заказы, за счет которых они жили, остались в прошлом, и система отношений, выстраиваемых в течение десятилетий, начала рассыпаться, словно карточный домик. Еще вчера каждый их шаг определяли московские главки, а сегодня они вдруг остались совершенно одни, никому не нужные. Какие заводы, когда рубль превращается в бумагу, шахтеры стучат касками у Белого дома, а Ельцин обещает лечь на рельсы?.. А тут еще чеченская война – железная дорога встала, и заводы в одночасье оказались в экономической блокаде, отрезанными от источников сырья и рынков сбыта. 
В такие моменты яснее всего становится, чего ты на самом деле стоишь, а сделанный выбор определяет твою судьбу на долгие годы. Как показала жизнь, вариантов выбора у директоров заводов было много. Очень многие выбрали путь пассивного ожидания, в надежде, что вскоре все «устаканится», и вернутся спокойные времена с государственными и оборонными заказами. Именно такое ожидание в свое время и убило сотни предприятий в стране. Умирали заводы по-разному. Некоторые опустили руки и сдались сразу, как Приборостроительный завод в Махачкале, продавший с молотка территорию и оборудование. Другие сохранили свои предприятия чисто формально, при этом превратив их в территории застоя и кладбище устаревших станков (дагестанский пример – завод Сепараторов). Некоторые по примеру завода «Дагэлектромаш» трансформировались в городские рынки, предоставив остатки территории под строительство многоэтажек. Были и выбравшие половинчатый путь – производство сохранялось за счет сокращения территории и организации в освободившихся цехах прибыльных производств (по этому пути, как известно, пошел завод имени Магомеда Гаджиева).

Поставщик АвтоВАЗА

«Авиаагрегат» с самого начала решил выживать исключительно за счет производства. Завод брался за любые заказы, сделав ставку на сотрудничество с «АвтоВАЗом». Сначала полностью обеспечили это предприятие домкратами, затем попытались увеличить портфель заказов. Обратились к руководству российского автогиганта с просьбой доверить предприятию какую-нибудь перспективную разработку – чтобы организовать выпуск необходимого заводу изделия в Махачкале.
Тольяттинцы над заводом «кавказской национальности» решили «подшутить», подсунув не в меру амбициозному смежнику заведомо невыполнимый заказ. Как выяснилось позже, за несколько лет до этого на «АвтоВАЗе» решили разработать собственный электроусилитель руля. К моменту описываемых событий вазовское КБ окончательно опустило руки и вынуждено было признать, что эта задача ему не по плечу. Не увенчались успехом и поиски за рубежом – ни один завод за этот заказ не брался. «Старший брат» не учел одного обстоятельства – «Авиаагрегат» долгие годы входил в систему российской авиационной промышленности, которая в СССР всегда была полигоном высоких технологий. 
Мощное московское авиационное НИИ помог­ло дагестанскому заводу, и работа над собственным электроусилителем руля началась. Были моменты, когда работа, казалось, заходила в тупик, а возникающие проблемы представлялись неразрешимыми. Но конструкторы и инженеры «Авиаагрегата» не опускали рук, продолжая доводить новое изделие до необходимых кондиций. И настал момент, когда первая партия дагестанских электроусилителей руля отправилась на ВАЗ. 
По существу в то время «Авиаагрегат» стал для «АвтоВАЗа» спасательным кругом – без дагестанского электроусилителя «Калина» с ее ограниченным подкапотным пространством просто не состоялась бы.
Тольяттинцы «отблагодарили» завод очень оригинально – вскоре после начала производства они заключили контракт на поставку электроусилителей с какой-то корейской фирмой. Более того, этой фирме «АвтоВАЗ» предоставил огромный кредит, без которого корейцы к разработке нового изделия приступать отказывались. И хотя политика альтернативных договоров – это обычная практика ВАЗа, коллектив «Авиаагрегата» отреагировал на такое решение партнера весьма болезненно. Правда, нет худа без добра. После того, как корейцы начали поставлять свои электроусилители на ВАЗ, оказалось, что дагестанские изделия ничуть не уступают им, а по многим параметрам и превосходят.
На достигнутом «Авиаагрегат» останавливаться не стал. Завершив работы над электроусилителем руля, на заводе приступили к разработке двух новых изделий: рулевого механизма с электроусилителем и стартерно-генераторного устройства. Последняя позиция – это вообще новое слово в автомобилестроении. Кроме дагестанского предприятия вопросами создания стартерно-генераторного устройства в мире озаботилась только одна фирма – «Тойота», да и то не для своих серийных моделей, а для «Лексуса». 
Как следует из названия, в этом изделии совмещены сразу два важнейших автомобильных узла. При этом генератор становится мощнее в 8-9 раз, достигая мощности в 4,5 квт. Это значит, что он легко «потянет» все электрооборудование автомобиля (холодильник, кондиционер, тот же электроусилитель) и при этом сэкономит до двух литров бензина на каждые сто километров при езде в городском режиме (при постоянном росте цен на бензин это крайне существенно). В настоящее время изучаются возможности установки этого устройства на новую перспективную модель ВАЗа, так называемую «платформу С».
Несмотря на достигнутые успехи «Авиаагрегат» расслабляться не стал – дело-то приходится иметь с очень нестабильным партнером. Платежи тольяттинцы осуществляют, как правило, с очень большой задержкой, а во время кризиса 2008-2009 годов они вообще стали расплачивается с поставщиками комплектующих не деньгами, а векселями. При этом заводы, отгрузившие свою продукцию в Тольятти, теряли до 20 процентов заработанных денег. «Авиаагрегат» на этом потерял почти 40 миллионов рублей.

Китайский зигзаг

В поисках стабильности «Авиаагрегат», не отказываясь от сотрудничества с российским автопромом, занялся поисками новых альтернативных путей развития. Внимательно отслеживая тенденции развития мирового и российского автомобильных рынков, на заводе пришли к двум выводам: в России сегодня явно не хватает дешевых мини-грузовиков (грузоподъемностью до 1 тонны), а самым динамично развивающимся автопроизводителем в мире является Китай. Вывод напрашивался однозначный: необходимо наладить сотрудничество с китайским автопромом с тем, чтобы организовать в Махачкале массовый выпуск бюджетных мини-грузовиков. Так родился новый амбициозный проект, над реализацией которого коллектив «Авиаагрегата» работает уже не один год. Наш журнал уже рассказывал своим читателям о нем, но, поскольку с момента последней публикации прошло достаточно много времени, напомним, о чем идет речь.
Конечная цель – выпуск китайских грузовиков в Махачкале (при этом планируется 70% комплектующих изделий производить на «Авиаагрегате» и других заводах республики). В идеале планируется модернизация выпускаемой продукции, в частности, на китайских грузовиках предполагают установить собственное стартерно-генераторное устройство, которое, по оценкам специалистов, не уступает мировым аналогам. Конструкторы и инженеры уже начали работать над адаптацией этого изделия к китайским автомобилям. Если задуманное воплотится в жизнь, «Авиаагрегат» окажется единственным российским заводом, использующим собственные разработки в процессе сборки импортной техники. В итоге может получиться абсолютно уникальный автомобиль, расходующий всего 6 литров бензина на сто километров пробега. При этом он сможет с пустым баком проехать около 10 километров до ближайшей заправки – именно такой «страховой пробег» гарантирует любому автомобилю стартерно-генераторное устройство «Авиаагрегата». 
Но и без этого реализация данного проекта, по оценкам специалистов, серьезно отразится на экономической жизни Дагестана, значительно увеличив долю машиностроительной промышленности в республиканском ВРП. По самым пессимистичным прогнозам, выход на сборку 20-30 тысяч автомобилей в год даст Дагестану прирост объемов производства в размерах 4-5 миллиардов рублей. При этом будет создано около 1000 новых рабочих мест, а налоговые платежи превысят 1 миллиард рублей в год.
Естественно, для организации такого серьезного производства необходимы солидные вклады: необходимо закупить штамповочно-прессовое оборудование, испытательные стенды, сборочные узлы, покрасочные камеры и многое другое. Китайские партнеры готовы выделить необходимые для этого средства, единственное условие – гарантия правительства РФ или одного из уполномоченных банков.
Увы, это на деле оказалось для завода неразрешимой проблемой. Сначала много лет предприятие не могло добиться положительного заключения по проекту Минпромторга России. Вопрос этот решился только после того, как Рамазан Абдулатипов встретился с министром Денисом Мантуровым – буквально через неделю после этой встречи положительное заключение было выдано.
Затем наступила очередь банковской экспертизы – в течение нескольких месяцев дагестанский проект проходил экспертизу во «Внеш­экономбанке». И хотя проект прошел все пять этапов экспертизы, гарантии по кредиту «Авиа­агрегат» так и не получил. Помешали «объективные» обстоятельства – сочинская Олимпиада с ее многомиллиардными тратами, а также последовавший за ней украинский кризис, сопровождающийся серьезными экономическими санкциями в отношении России. 

Дорогу осилит идущий

Казалось бы, что на проекте можно поставить крест, но тут на помощь предприятию снова пришел Рамазан Абдулатипов, распорядившийся о предоставлении заводу гарантий республики на 500 млн рублей. Соответствующее решение правительства РД уже принято, сейчас завершается экспертиза этого решения в дагестанском Минфине. Сразу после этого начнется процедура оформления кредита в Россельхозбанке, и на заводе приступят к монтажу трех новых линий: сборки, сварки и покраски. При удачном раскладе уже к концу этого года с конвейера предприятия сойдут первые совместные грузовики.
На этом фоне сразу же активизировались и китайские инвесторы, которые взяли на себя обязательства о выделении денежных средств в размере 20 млн рублей для создания сети дилерских и сервисных центров по всей России. Семь из них (четвертая часть) будут созданы на базе завода «Авиаагрегат». Как официально сообщили представители дагестанского Минпрома, месяц назад делегация автомобильной корпорации «Донг Фенг» во главе с вице-президентом компании Лью Чандун посетила завод «Авиаагрегат», где состоялось совещание и был подписан соответствующий меморандум.
Китайские партнеры остались довольны увиденным (завод уложился в график изготовления оборудования для сборочных линий) и предложили довести количество выпускаемых моделей до 5 (ранее речь шла о 3 моделях мини-грузовиков). Кроме того, было принято решение о подготовке договора о сотрудничестве сроком на 20 лет. 
И еще одна положительная новость. Высока вероятность, что в недалеком будущем у «Авиа­агрегата» появятся значительные финансовые средства, которые можно будет вложить в реализацию проекта по выпуску мини-грузовиков. Дело в том, что принято решение запустить на «Авиаагрегате» новое изделие – двухместный учебно-тренировочный самолет СР-10 для подготовки летчиков в учебных заведениях ВВС и гражданской авиации. В конце лета Сергей Шойгу подписал документ, согласно которому производство нового самолета будет организовано на этом предприятии. При этом «Авиаагрегат» будет выступать основным производителем нового изделия, а не выпускать отдельные детали самолета, как ранее сообщили отдельные СМИ. Уже в 2015 году планируется выпустить два первых самолета, а к концу 2016-го – 28. Учитывая то, что стоимость одного самолета примерно 70 млн рублей, можно предположить, что этот заказ позволит предприятию как минимум удвоить объемы собственного производства. А заодно ускорить реализацию проекта организации производства мини-грузовиков.


Автор: АНДРЕЙ МЕЛАМЕДОВ

Оценить статью

Метки к статье: Авиаагрегат, Экономика, Дагестан

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^