» » ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЭДЕМ
Информация к новости
  • Просмотров: 1058
  • Добавлено: 16-04-2015, 17:09
16-04-2015, 17:09

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЭДЕМ

Категория: Культура, № 3 март 2015

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЭДЕМВ художественной галерее современного искусства Дагестана «Первая галерея» проходит выставка Саида Тихилова «Возвращение в Эдем». Автор всегда работал много и упорно, но со времени его последней персональной выставки прошло уже несколько лет, да и в коллективных проектах он участвует очень избирательно. Так что поклонники его творчества, можно сказать, заждались, и их терпение было вознаграждено. 
Серию графики по историям Ветхого Завета Саид Тихилов разрабатывал 20 лет. У него не было цели проиллюстрировать все библейские истории и стать новым Доре. Просто, как и многие думающие люди, пытающиеся осмыслить этот мир и себя в нем, Саид периодически открывал Вечную Книгу и пытался передать свои впечатления от про/(пере)читанного в рисунках. 
Это не была систематическая работа. Иногда мыслей и образов приходило сразу много, они были ярки и настойчивы, и в считанные дни рождалось сразу несколько листов. А потом работа прерывалась на месяцы. Впрочем, это действо сложно вымерять обычными временными категориями. В процессе творчества художник выпадал из современности, из настоящего и переносился, нет, не в прошлое, но в иной временной пласт. Ветхозаветное время течет иначе: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее»… Когда серия достигла 50 листов, работа была окончена. То есть, он наверняка еще не раз откроет эту книгу, но это будет уже совсем другая история, другие мыслеобразы.
Сейчас же он представляет нам «Возвращение в Эдем» – 50 небольших черно-белых картинок, итог 20-летней работы. Над собой в первую очередь. Он видел это, он в этом жил. Каждый штрих здесь выцарапан не только на бумаге (часть серии выполнена в технике гратографии), но в памяти, в мыслях, в сердце. Белым по черному, и наоборот. 
Самого Эдема в рисунках нет. Автор сосредоточен на изображении пути к нему. Пути как процесса. Это постоянное движение отражено и в названиях работ: «Исход», «Приход» и «Уход» встречаются несколько раз. Целая процессия героев на наших глазах идет, бредет, карабкается или возносится – (путе-)шествует. Большинство из них или вовсе не имеет лиц или они едва намечены скупыми штрихами. Куда выразительнее фигуры – согбенные под тяжестью невидимой ноши, понуро опустившие головы («Исход из Египта», «Обрезание», «Дети Исава. Приход братьев Иосифа в Египет», «Исход израильтян на новые земли», «Поклонение тельцу», «Жертвенник у подножия Синая»). Тех, кто гордо расправил плечи, мало («Подъем на гору Синай», «Синай»). Тех, кто удостоен полноценного портрета, еще меньше («Жезл пророка», «Ревекка», «Авраам, Агарь и Сарра»). И все они чувствуют себя бесконечно одинокими, брошенными в этой странной, пустынной, каменисто-гористой местности. 
Гора – один из древнейших символов. Он встречается во всех священных текстах, а уж в обоих Заветах с ним связаны едва ли не все ключевые события. В некоторых видах буддийских практик предписывается уходить в горы молиться и созерцать, дабы понять себя и свои отношения с миром, а потом вернуться обновлённым и тут же отправиться покорять новую вершину. Будучи горцем по происхождению и мироощущению, Саид Тихилов тоже постоянно возвращается к горам и в горы. 
Вторую часть экспозиции составляет уже цветная графика, изображающая те же непокоренные и непокорные вершины, облака и камни. Вздымаясь из земли, горы являются с ней единым целым, являя собой символ отрешенности, спокойствия и непоколебимости и в то же время бескорыстия и полного самопожертвования. «Идущие на зиярат» – те же крошечные человеческие фигурки, которые, преодолевая сопротивление ветра, медленно бредут к вершине, к святой истине, как и ветхозаветные герои. Символично, что эти пейзажи, изображающие цветной горный и горний мир с его пронзительно-синим небом, ослепительно ярким солнцем над выбеленными крышами и облаками, легкой тенью, пробегающими по сочно-изумрудной траве, в прямом смысле находятся над черно-белым миром героев Ветхого Завета – им отведен второй этаж галереи.
Наряду с образом горы, очень важное место в творчестве Тихилова занимает образ дерева – символа не менее древнего и значительного. И приблизиться к понимаю сути произведений, представленных на данной выставке, можно именно через образ дерева. Именно так, в единственном числе, потому что много-много деревьев будет там, в Эдемском саду. Здесь же приходится довольствоваться одиноко стоящими: «Соломон, поливающий дерево», «Ной». Они стары, иссушены и уже не дают ни плодов, ни тени. А в «Уходе Авраама» от когда-то могучего древа остались лишь корни. Но они живы. И к свету уже тянется молодая поросль. Дерево в этой серии – это не только древо познания, но и символ дороги, ведущей в иные миры (как верхний – светлый, так и в нижний – темный). По ней, как по лестнице, можно подняться в небо. Небесная Лестница, кстати, тут тоже есть («Исав и Иаков»). Но очень уж ненадежная, неустойчивая, хотя от надежности конструкции в данном случае совершенно не зависит, достигнет ли герой желаемой высоты. Интересно и другое. При отсутствии живых деревьев, связывающих земной мир с небесным, герои сооружают некие древоподобные конструкции («Ковчег», «Давид, поющий псалмы»). И пусть, скрючившись на этих шатких подпорках («Чтение десяти заповедей Моисея»), они возвышаются над землей, но не становятся ближе к свету и небу. 
Герои оплакивают свой исход из Эдема, горюют и хотят вернуться. Они бродят по пустыне, напряженно всматриваются в линию горизонта, пытаясь отыскать верный путь. Но Эдем – это не место, а состояние. Чтобы возвращение состоялось им (и нам!) нужно преодолеть пустыни и горы и побороть всех чудовищ внутри себя.
В галерее выставка продлится до 10 апреля, а затем отправится в Дербент, где будет экспонироваться в недавно открывшемся Музее истории мировых культур и религий. Возможно, работы станут частью его постоянной экспозиции – сейчас решается вопрос об их приобретении. Это было бы просто идеальным решением! И не только потому, что серия тематически как нельзя лучше подходит именно для Музея культур и религий. Будет очень обидно, если произведения останутся в мастерской художника или осядут в частном собрании. Они должны стать достоянием всей республики. А для нового Музея, который пока не может похвастаться богатыми фондами, эти работы стали бы основой всей будущей коллекции изобразительного искусства.
Кстати, подробный рассказ о Музее истории мировых культур и религий, его месте среди других музеев древнего города и всей республики, а также выставочных (и не только) планах на ближайшее и отдаленное будущее читайте в следующих номерах нашего журнала. 

ФОТО Р. АЛИБЕКОВА


Автор: ВЛАДА БЕСАРАБ

Оценить статью

Метки к статье: Журнал Дагестан, Дагестан, Влада Бесараб, Саид Тихилов, Возвращение в Эдем

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^