» » СУНДУК, ЧОХТО И «VAGIDAT»
Информация к новости
  • Просмотров: 2881
  • Добавлено: 16-04-2015, 17:15
16-04-2015, 17:15

СУНДУК, ЧОХТО И «VAGIDAT»

Категория: Культура, № 3 март 2015

СУНДУК, ЧОХТО И «VAGIDAT»Вагидат Шамадаева – натура увлекающаяся и, главное, умеющая увлечь за собой других. Она очень живо, ярко, образно – «вкусно», рассказывает и о произведениях искусства, и о самых обыденных вещах. 
Впрочем, вещи эти были обыденными давно, когда дагестанцы жили в традиционных домах, носили традиционную одежду, готовили традиционную еду, говорили на родных языках, а выражение «хранительница очага» применительно к горянке употреблялось в прямом смысле. Сейчас же эти украшения, кухонная утварь, мебель и другие предметы домашнего обихода, назначение которых многим уже непонятно, стали историческими ценностями. Но, находясь за стеклами музейных витрин, для большинства дагестанцев они, увы, не представляют никакой ценности и никакого интереса. Искусствовед Вагидат Шамадаева – из тех энтузиастов, которые пытаются этот интерес пробудить и показать, что истинная ценность измеряется не в сотнях долларов, которые можно выручить за прабабкин браслет, а в том, чтобы вместе с этим браслетом суметь передать своим правнукам те самые традиции, о которых так много говорят, но которые мало кто знает. 
Открывая пять лет назад свою художественную галерею («Vagidat»), Вагидат Шамадаева говорила о том, что ей хочется выставлять прежде всего дагестанское искусство. «Дагестанское» не в смысле географическом, но глубоко уходящее корнями в народную культуру. За эти годы было осуществлено много очень разных проектов – от выставки Адиля Астемирова, пожалуй, самого неоднозначного и сложного (для зрительского восприятия) из наших художников, занимающихся современным искусством, до Закарьи Закарьяева, в легкой ироничной манере лихо миксующего традиции декоративно-прикладного творчества с самыми модерновыми сюжетами. От целой серии выставок произведений наших традиционных художественных промыслов, сопровождавшихся увлекательными лекциями, до экспонирования детских рисунков. Это позволило привлечь в галерею самую разную публику. Обычные люди, никак не связанные с художественной средой, узнали, что в Махачкале есть такое место, куда можно прийти посмотреть произведения искусства. Как в музее, но только в неформальной обстановке. Интерьер галереи очень современный, но с использованием традиционных для горского дома приемов декорирования, подлинной и стилизованной мебели. Тут можно сидеть и даже лежать на натуральных шерстяных и войлочных коврах, беседовать с хозяйкой на любые темы и, наверное, самое важное, трогать выставленные предметы. А некоторые даже примерять. Особенно нравится такая обстановка детям. Они с удовольствием рисуют и лепят (здесь есть даже настоящий гончарный круг!) на мастер-классах под руководством опытных художников и народных мастеров.  В интерьере галереи «Vagidat» проходили съемки передач из цикла «Сказки народов Дагестана» (ГТРК «Дагестан», автор проекта Патимат Расуловна Гамзатова). В роли рассказчика выступала сама Вагидат Шамадаева. 
Три года назад галерея стала филиалом Музея-заповедника – этнографический комплекс «Дагестанский аул». Сам музей недавно переехал в новое здание, в нем идет ремонт и экспозиция пока недоступна для посетителей. «Vagidat» стала альтернативной площадкой, позволяющей не прерывать выставочную деятельность.
Последним из таких осуществленных на сегодняшний день проектов стала выставка «Сундук и чохто» (совместно с Дагестанским музеем изобразительных искусств им. П. Гамзатовой). 
В экспозиции были представлены 9 больших и малых старинных сундуков и 13 чохто. Из всего разнообразия предметов прикладного искусства дагестанских народов именно эти два вида были выбраны неслучайно. Это только на первый взгляд между ними мало общего.
– И сундук, и чохто несут в себе охранное начало, – объясняет концепцию выставки Вагидат Шамадаева. – Сундук – это вместилище самого ценного, что есть в горском доме. В сундуках хранили приданое для невесты, праздничную одежду, старинные редкие ткани и платки. Отдельный отсек предназначался для серебряных украшений. Были специальные сундуки для книг. Мастера хранили в сундуках, в том числе и дорожных, свои инструменты. Но в то же время сундук – это своеобразное хранилище традиций, памяти предков, семейных реликвий, с которыми связаны какие-то истории – забавные, а порой и трагические, таинственные. Не случайно бабушки не разрешали лишний раз открывать сундуки, и от этого их содержимое казалось еще более привлекательным. Богато украшенные резьбой, а иногда даже инкрустированные, например, перламутром, сундуки служили украшением горского дома, а чохто, в свою очередь, украшало женщину. Чохто – это не просто кусок материи, под которым прячутся волосы. Оно охраняло женщину от посторонних взглядов, от лишнего внимания. По форме чохто, по орнаментам вышивки и серебряных украшений на нем можно было узнать национальность женщины, ее возраст, социальный статус, материальное положение семьи. В контексте выставки демонстрировались прекрасные образцы резьбы по дереву, чеканки, ювелирного искусства, шитья и вышивки, но главной составляющей все-таки был духовный аспект этих двух, казалось бы, чисто утилитарных предметов – сундука и чохто. 
Помимо подлинных предметов, в галерее можно увидеть и современные реконструкции, точно соответствующие старинным образцам. Шамадаева много лет работала главным специалистом отдела искусств министерства культуры республики, объездила все центры традиционных художественных промыслов. Она не просто хорошо их знает, безошибочно отделяя новодел от старины, но может отличить работу одного мастера от работы другого, понимает язык формы тех или иных предметов, умеет «читать» орнаменты. Она изучала лучшие образцы народного искусства в фондах Дагестанского музея изобразительных искусств, работая над написанием серии текстов для буклетов о музейных собраниях («Бронза и медь», «Народная керамика Дагестана», «Камень и дерево»). Поэтому ее реконструкции – не копии подлинных вещей, а действительно подлинные вещи. Просто не старинные.
– Как вам пришла идея заняться реконструкцией?
– Мне очень нравилось одно старое серебряное кольцо, и я заказала для себя такое же. Мне его сделал мастер-кубачинец по фамилии Шайтанов. Я поехала в Кубачи, выяснила историю их фамилии. Оказалось, что представители этого рода делали котлы и казаны, а там другая технология, не такая, как при производстве украшений. От печи в мастерской шел черный дым, и мастера были перепачканы копотью. За эти черные лица их и прозвали «шайтанами». 
– Потрясающая история! Но я знаю, что помимо украшений, вы реконструировали и другие вещи.
– В книге Мовчана «Старый аварский дом» я увидела рогатую деревянную солонку. Эти рога, загнутые вовнутрь, – символ женского начала, а соль, как известно, тоже имеет сакральный смысл. Соль заговаривают, ею лечат, используют в различных обрядах. В общем, захотелось такую солонку, и мне ее сделали. Она выставлена в галерее, ее можно рассматривать, трогать, открывать. Также в галерее есть деревянная резная детская игрушечная люлька. Это работа кородинского мастера. Ею играла моя внучка, а сейчас с удовольствием играют дети, приходящие в галерею. Изготовление таких игрушек было распространено среди горцев. Так ненавязчиво, в процессе игры детей приучали к хозяйству, прививали им навыки, которые пригодятся потом во взрослой жизни. 
– Мне кажется, что возможность тактильного контакта очень важна при знакомстве с такими традиционными вещами. Находясь по ту сторону витрины, они так и останутся чужими, холодными. Нужно обязательно подержать их в руках, почувствовать, как дерево или металл согреваются от твоего тепла, уловить энергию, которая от них исходит, почувствовать, полюбить эти вещи, а через них – и свою культуру. 
– В этом я и вижу цель своей работы – не просто рассказать и показать людям, как жили наши предки, но помочь осознать себя как важное звено в цепи поколений, как носителя богатейшей культуры, которая не была когда-то, а живет сейчас, и должна жить дальше. Для выставки «Сундук и чохто» мы воссоздали несколько чохто. Их сшила дочь легендарного кубачинского мастера Гаджи-Бахмуда Галимат. У меня была старинная ткань, монеты, тесьма, бусины и речной жемчуг. Серебряные бляшки в форме птичек и лошадок отлили специально. Эти чохто можно примерить, как и некоторые платки и украшения. Молодые девушки, которые приходят в галерею, делают это с удовольствием, им, как сейчас говорят, «прикольно». Но когда они надевают эту красоту на себя, они меняются на глазах: появляется и осанка, и горделивый поворот головы, и тот самый взгляд горянки, который воспевали поэты. Откуда это все вдруг берется?! Да изнутри! Оно все там есть, просто очень глубоко. Чохто, кувшин, прялка, платок – это просто вещи. Они несут в себе некие смысловые коды, символы, но ключи от этих знаний – у людей, надо только найти их и тогда откроются такие богатства! 
– Дагестанское прикладное искусство чрезвычайно разнообразно, вы показали сундук и чохто, какие предметы раскроют нам свои тайны на следующей выставке?
– «Учалтан, бохча и чираг»! Выставка с таким названием откроется уже в апреле.


Автор: ВЛАДА БЕСАРАБ

Оценить статью

Метки к статье: Влада Бесараб, Вагидат Шамадаева, Журнал Дагестан, Дагестан

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^