» » РЯДОМ С НАМИ ЖИЛ ХУДОЖНИК!
Информация к новости
  • Просмотров: 2012
  • Добавлено: 27-05-2015, 22:44
27-05-2015, 22:44

РЯДОМ С НАМИ ЖИЛ ХУДОЖНИК!

Категория: Культура, № 4 апрель 2015

Башир Увайсов! Это имя не на слуху у массового зрителя, но его знают и ценят специалисты и те махачкалинцы, кто смотрит на свой город не равнодушным взглядом прохожего, а внимательно и с любовью. Уже много лет живут рядом с нами его журавли на фасаде здания бывшего Дагпотребсоюза, женская фигура с лирой в одной руке и сказочной птицей в другой под поэтическим названием «Элегия» возле Национальной библиотеки, стройная аллея фонарей на бульваре в центре города и площади Ленина. И еще много других замечательных памятников монументально-декоративного искусства, к которым мы привыкли как к близким родственникам, но даже не задумываемся об их авторстве.

Башир Увайсов – художник, скульптор, прикладник, дизайнер, монументалист – практически нет ни одной сферы изобразительного и прикладного искусства, где Башир не сказал бы своего яркого слова. А ведь он не был ни членом Союза художников, ни заслуженным деятелем какого-нибудь искусства, не имел правительственных наград и званий, не светился на культурных мероприятиях, да и выставлялся не часто. До апрельской выставки в Национальной библиотеке, организованной Республиканским домом народного творчества в рамках проекта «Самородки», была только одна его персональная выставка в ноябре 2013 года в зале гостиницы «Абу-Даби» футбольной команды «Анжи».

Невольно возникает вопрос – почему? Однозначного ответа нет и, наверное, уже не будет – художник ушел от нас навсегда, через день пос­ле открытия выставки. Но полагаю, что все это – звания, регалии, членство – для него было не главным. Главной для него всегда была работа, работа, работа… Наверное, потому он успел сделать так много за свою не очень длинную жизнь. Многие на выставке открыли не только талантливого художника, неординарного человека, многогранную личность, но вплотную столкнулись с вопросом: что же в состоявшемся таланте самое важное – дар Божий, генетическая предрасположенность, работоспособность или образование? Наверное, все вместе, но пример Б. Увайсова доказывает, что документ об окончании академии – не самое главное.

Башир родился в семье, очень богатой талантами. Старший брат – Сугури Увайсов – народный поэт Дагестана, издавший более 30 книг на лакском и русском языках. Средний брат – Увайс Увайсов – известный в республике музеевед, историк, краевед, публицист, более 40 лет преданно служащий в Дагестанском объединенном историко-архитектурном музее делу просвещения нашего общества, выпустивший несколько книг и множество публикаций по истории Дагестана.

Судьба же младшего брата Башира поразительна. Трудно поверить, но этот художник не имел профессионального образования, если не считать изостудию при Доме народного творчества, которую с 1938 года вел художник Магомед Юнусилау. Глубокую благодарность своему учителю Башир пронес через всю жизнь. Из воспоминаний Б. Увайсова: «В 1962 году мне повезло. Судьба свела меня с великим человеком – народным художником Юнусилау Магомедом Каирмагомедовичем, когда я пришел к нему в Дом народного творчества. Я там прошел школу рисования, живописи, композиции и рисунка, словом – все дисциплины, что проходят в любых учебных заведениях художественного профиля. Но мы получали еще его мудрость, любовь, знания – он был «ходячей энциклопедией». Все свои достижения я связываю с ним».

А вообще, корни непреодолимой тяги человека к искусству, иерархии ценностей с приоритетом духовного начала над мирскими благами всегда надо искать в семье. Братья Увайсовы считают, что эти духовные ценности привила им мать – простая горская женщина Марьям из селения Вачи Кулинского района, одна воспитавшая четверых детей (отец умер, когда Баширу было несколько месяцев) и привившая им главные жизненные ориентиры. Младший Башир был особенно привязан к матери. От природы она была разносторонне талантлива: лепила детям из глины игрушки, писала стихи. Башир унаследовал от нее художественный дар, Сугури – поэтический. Кстати, прекрасный рисовальщик, старший Увайсов в юности серьезно думал о художественной карьере, но любовь к поэтическому слову победила. Отец же был очень музыкален, играл на нескольких инструментах, прекрасно танцевал – музыкальный дар он передал Баширу, который обладал безупречным слухом и прекрасным голосом, прекрасно музицировал на фортепиано.

И в этом контексте встреча с Юнусилау была для юного Башира поистине судьбоносной. «Я, который не видел отца и был воспитан на любви только матери, всегда чувствовал его отцовское отношение к себе. Он привил мне любовь к Дагестану, сделал из «дикого мальчишки» преданного Дагестану человека. Он любил говорить: ”Знай, Башир, где бы ты ни был, по твоим поступкам будут судить о твоем народе”. Через него я незримо был знаком с великими сыновьями Дагестана – Магомедом Гаджиевым, Эфенди Капиевым, Махмудом, Татамом Мурадовым и другими деятелями культуры 30-50-х годов, с кем дружил мой дорогой учитель».

Но, кроме непреодолимого стремления к творчеству и ниспослания небом Учителя, для достижения успеха на нелегком пути становления художником необходимы упорная работа и смелость – искать, экспериментировать, пробовать, делать впервые. У Башира Увайсова все начиналось нестандартно. В 1969 г. он устроился на работу на комбинат художественных изделий в косторезный цех, где из рога изготовляли сувенирную продукцию. Башир обратил внимание, что обожженный рог обладает удивительным цветовым эффектом. Он попробовал из отходов от изделий, которые выбрасывались, сделать мозаичный портрет. Получилось неплохо. Следующей работой была «Танцующая пара», затем «Скрипачка при луне», «Танцоры с шестью фигурами» – работы были выкуплены Министерством культуры. Но художник на этом не остановился: «творческий червь», по его выражению, вел его дальше. Так он пришел к образу Никколо Паганини. Великий музыкант «не давал спать, я бродил по улицам, разговаривая сам с собой, во мне звучала музыка Паганини, особенно его "каприсы”. Я прочитал о нем все, что было возможно, и, наконец, решил выложить его мозаичный образ. Сначала вылепил голову, постепенно образ вырисовывался. В мае 1967 г. работа была окончена. Испытав все муки и радости творчества, я понял, что такое искусство. Спасибо Всевышнему за это!»

Мозаичный портрет Паганини произвел фурор на выставке в Союзе художников, посвященной 50-летию революции. Люди приходили по нескольку раз, чтобы посмотреть на эту уникальную работу (к сожалению, не сохранившуюся). М.К. Юнусилау, говоря о ее новаторском характере, назвал технику мозаики из рога «увайшари». Он отвез портрет в Тбилиси, показал в Академии художеств, и там сразу же согласились принять талантливого юношу без вступительных экзаменов. Но, к сожалению, поступление не состоялось, так как у Башира не было даже среднего образования. К сожалению, а может быть, и к счастью: как знать, каким бы он стал художником, получи академическое образование – приобретя школу, возможно, потерял бы то, что составляет именно его индивидуальность.

К образу Паганини художник будет еще неоднократно возвращаться, напишет один из лучших в своем творчестве его живописный портрет, где-то образ неистового итальянца мелькнет изломом демонических черт в эскизе витража, где-то предельно обобщенными очертаниями скрипки, в которых угадывается сама душа его музыки… Башира Увайсова всегда привлекали образы неординарного, даже демонического характера – Хаджи-Мурат, Кармен, лермонтовский демон, который стал его второй болезнью. Как он верно замечает в своих воспоминаниях, «все в юности болеют демоном: опять прогулки по городу, опять не могу уснуть, опять разговоры с самим собой. Я не мог понять, что со мной случилось, пока не прочел стихотворение Лермонтова "Мой демон”. Я начал работать над его образом, а девизом жизни с тех пор стали строки:

 

Мой гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня.

И путь мой озарять он станет

Лучом чудесного огня».

 

А затем были два года армии, где он помимо службы расписывал стены помещения роты и пел в армейском ансамбле «Товарищ», затем – снова комбинат, а с 1972 года – работа в Художественном фонде Союза художников. Здесь Башир успешно занимался чеканкой, но его уже тянуло к монументальным формам искусства. Вскоре он принял участие в оформлении Первого фестиваля народного творчества Дагестана, сделав его эмблему и эскиз пригласительных билетов, оформив сцену и изготовив приз из рога в виде танцора на скале.

Постепенно художник подходит к монументально-декоративному искусству, в котором так нуждался город. В 1975 году совместно с сыном учителя, Каиром Юнусилау, была выполнена первая работа – декоративное оформление двух стен на улице Кирова размером 9х9 м в технике граффито в память о землетрясении 1970 года. Затем – чеканная композиция на стене Министерства коммунального хозяйства размером 4х11м. Несмотря на то, что автор не имел специального образования и не был членом Союза художников, худсовет принял ее, даже не выезжая на место. В 1978 г. – следующая крупная работа: чеканная композиция «Слава труду» из листового алюминия для Обкома профсоюзов на площади Ленина (4х16 м) по эскизу Камиля Мурзабекова.

В это время Башир начинает работу над самой известной и востребованной в нашем городе скульптурной композицией «Журавли», украсившей здание Дагпотребсоюза на углу улиц Ленина и 26 Бакинских комиссаров. Интересно, что эта работа не была заказана художнику как памятник расуловским «Журавлям». Много было критических замечаний в ее адрес. Тем не менее, к 60-, 70-, 80-летию поэта ее официально показывали к телепередачах, посвященных юбилею поэта. С 1979 года эта, по словам автора, «полуторатонная махина» (которую он, кстати, водружал на стену один) не просто украшает самый многолюдный перекресток Махачкалы, но и привносит в нашу жизнь ту ноту сопричастности к истории страны, что так необходима потомкам поколения победителей. Б. Увайсов смог это сделать, не отталкиваясь прямо от бессмертных строк поэта, а опосредованно, переводя их глубинный смысл в пласт общечеловеческих ценностей.

Художник широчайшего диапазона, Башир Увайсов всегда выбирал сложные формы и жанры изобразительного и прикладного искусства. Это литье, чеканка и ковка, витражи и мозаика, резьба по дереву и камню. Его монументально-декоративные работы украшают гостиницу «Дагестан», Национальную библиотеку, здание Аэропорта. Многое он делал впервые в нашем городе. Первым в Махачкале он начал делать чугунные декоративные решетки для балконов, перил, ворот. Все его работы отличаются чувством меры, пропорций, изяществом и тонким вкусом. В 2001 году центр нашего города украсили фонари со сложной системой опор, придавшие Махачкале поистине столичный вид. Но монументально-декоративные произведения Б. Увайсова украшают не только наш город. В 80-е годы судьба привела его в город Никель Мурманской области, где он исполнил заказ для Дворца культуры «Восход», украсив его фасад чеканной композицией «Музы» размером 8х24 м и резными деревянными входными дверями, а внутренние залы Дворца – росписью. К удачным монументальным работам можно отнести и скульптурно обработанный камень в честь 1500-летия родного селения Вачи, где он также художественно оформил мечеть.

Станковые формы изобразительного искусства удавались художнику не меньше монументально-декоративных. Это живопись и графика, в том числе промышленная. Башир создал множество эскизов эмблем для увековечения важных исторических событий, в том числе 250-летия разгрома армии Надир-шаха. Каждый вид, форма и жанр искусства требуют свои художественные средства, только профессионализм и вкус художника помогают выбрать из огромного арсенала необходимые.

Башир работал в разных жанрах живописи. Особого внимания заслуживают его портреты. Он писал как современников, близких ему людей (портрет матери, учителя Юнусилау), так и исторические лица. Его всегда привлекали яркие, неординарные личности, умеющие противостоять судьбе, не скованные канонами косного сознания, не боящиеся совершить поступок, быть отвергнутыми, одинокими. Это гениальный музыкант и композитор Н. Паганини, падший ангел Демон, сложная душа героя Кавказской войны Хаджи-Мурата, цыганка Кармен, превыше всего ставящая свободу. Он понимал, что художественное решение подобных образов должно соответствовать их неординарности, и потому часто прибегал к повышенной экспрессии, динамичности композиции – яркие контрастные цвета, резкая светотень, сложный ракурс. У него не бывает сухой, гладкой живописи. Мазок всегда широкий, свободный, нередко пастозный. Несколько мазков – и вот фигура поверженного быка, еще несколько – фигура тореадора с красным плащом в руках («Коррида»). Он не выписывает детали, умеет предельно обобщать, создавать компактные композиции, выделяя главное, в чем также проявляется его дар монументалиста.

Его Паганини построен на контрасте темно-синего с оттенком фиолетового и бледно-серого с вкраплениями красного: из темного фона яркий, но мертвенный свет как бы вырубает бледное одухотворенное лицо и руки музыканта с удивительно длинными выразительными пальцами, бережно держащими смычок и скрипку. Интересен портрет известной дагестанской балерины и актрисы Тагират Капиевой. Художник изобразил ее в образе Кармен, как будто угадав темперамент и внутреннюю свободу танцовщицы, что так ярко проявляются на сцене.

Башир был и прекрасным рисовальщиком. Из-под его карандаша выходили легкие, не лишенные внутреннего изящества, не замученные академической прорисовкой и в то же время острохарактерные портреты близких людей или исторических лиц – матери Марьям, старшей дочери Марины, наиба Шамиля и др. Писал он и автопортреты – как живописные, так и графические. Писал без самолюбования, без идеализации, передавая не столько портретное сходство, а главное – внутренний мир художника, его сильную и независимую натуру.

Живописный диапазон художника огромен. Сложно определить его стиль каким-то единым термином. Он писал и как импрессионист, как экспрессионист, есть картины и в «караваджистской» манере, в стиле модерн, есть беспредметные композиции, есть на грани реального мира и абстракции. Но никогда мы не встретим эпигонства, внешнего подражания «великим». Башир Увайсов всегда самодостаточен, всегда неповторим. Наверное, это и есть стиль «увайшари», как когда-то удачно выразился Учитель. И он никогда не останавливался на достигнутом: «Мои работы отличаются друг от друга, ни одна не повторяется. Повторение, топтание на месте – это гибель мастера».

С 8 по 14 апреля 2014 года в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова состоялась персональная выставка художника Башира Давдиевича Увайсова, организованная Республиканским домом народного творчества в рамках проекта «Самородки». На выставке были представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, эскизы и фотографии дизайнерских и монументально-декоративных работ. На вернисаже выступили: кандидат искусствоведческих наук, зам. министра культуры РД, директор РДНТ МугадоваМ.В.; куратор выставки Магомедова-ЧалабоваМ.И.; доктор медицинских наук, академик Османов О.; председатель СХ РД МагомедовК.М.; директор выставочного зала художник МагомедовА.Н.; искусствовед ПетенинаТ.П.; скульптор, заслуженный художник РФ Магомедов А.А.; художник Качаев А.И.; актриса Капиева Т.; народный поэт Дагестана, старший брат Башира – Сугури Давдиевич…

Все они рассказывали о неординарном жизненном и творческом пути художника. К великому сожалению, на данной выставке не смог присутствовать сам художник, так как он был прикован к постели, борясь за жизнь, борясь с тяжелым и коварным недугом… Он все надеялся, что вскоре встанет на ноги и продолжит свои замыслы… Но, увы! – болезнь победила…

Башир Увайсов… Рядом с нами жил Художник. Рядом с нами жили и живут его произведения, ставшие частью нашего жизненного пространства. Но мы так мало знали о нем и его творчестве. Наверное, в силу его независимости и неспособности быть как все. Спасибо Дому народного творчества за эту выставку в Национальной библиотеке накануне ухода автора из этого мира навсегда. Выставка-прощание? Думаю, для многих это выставка-встреча. Открытие Башира Увайсова началось.


Автор: УВАЙС УВАЙСОВ

Оценить статью

Метки к статье: Увайс Увайсов, Башир Увайсов, Дагестан, Журнал Дагестан

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
Марина Увайсова

11 декабря 2015 00:51

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Огромная благодарность автору статьи Петениной Татьяне Павловне. Вы смогли прочувствовать и изложить творческий путь моего отца так, будто бы знали его всю его жизнь. Спасибо, что именно Татьяна Павловна писала о моем отце.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

О НАС

Журнал "Дагестан"


Выходит с августа 2012 года.
Периодичность - 12 раз в год.
Учредитель:
Министерство печати и информации РД.
Главный редактор Магомед БИСАВАЛИЕВ
Адрес редакции:
367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон:67-02-08
E-mail: dagjur@mail.ru
^