Главная > Культура, Интервью, № 1 январь 2017 > Маэстро Хлебников

Маэстро Хлебников


29-01-2017, 16:41. Разместил: Muhammad
Маэстро ХлебниковМинувшей осенью в республике был создан Единый национальный симфонический оркестр Дагестана. А уже в декабре состоялся Новогодний симфонический концерт, на котором коллектив под руководством знаменитого дирижера, народного артиста России Валерия Хлебникова представил публике большую сложную программу, подарив слушателям такие музыкальные шедевры, как: «Марш Радецкого», полька «Трик-Трак» и вальс «Розы юга» Штрауса, «Лебединое озеро» Чайковского, «Лезгинка» Агабабова и многое другое. Накануне этого значимого музыкального события дирижер Валерий Хлебников дал интервью нашему журналу.
Валерий Владимирович Хлебников – российский дирижер, гобоист и музыкальный педагог. Более 30 лет проработал солистом симфонического оркестра Ростовской филармонии, профессор Ростовской консерватории, заслуженный артист РСФСР, народный артист Чеченской Республики, народный артист России, лауреат национальной премии «Человек года» (2014) в области культуры. Профессор Хлебников сегодня – один из лучших преподавателей России по классу гобоя. Он с успехом представляет страну в Германии, Финляндии, Франции, Польше, ЮАР, Намибии, Мальте, Испании, Италии. С 1 апреля 2015 года Валерий Хлебников по приглашению Министерства культуры Дагестана работает художественным руководителем Симфонического оркестра РД, на базе которого и образован Единый национальный симфонический оркестр республики.
 
– В какой момент вы решили связать свою жизнь с музыкой, и жалели ли об этом когда-нибудь?
– На самом деле я никогда не решал связывать свою жизнь с музыкой. Я просто любил музыку. С самого детства. Сколько себя помню. Уже в пять лет я довольно лихо играл на гармошке в деревне! Я просто никогда не думал и не думаю, что могу заниматься чем-то другим, кроме музыки. 
– Гобоист, музыкальный педагог, дирижер. Что все-таки для вас первостепенно?
– Я преподаю в Ростовской консерватории. Уже продолжительное время веду класс гобоя и дирижирования. Многие мои студенты играют в очень серьезных и престижных оркестрах в России и за рубежом: в Шведской Королевской опере, в Большом театре, в Мариинском театре. Среди моих студентов много лауреатов международных конкурсов. Я с удовольствием занимаюсь с талантливыми ребятами. Именно это доставляет мне огромную радость. 
– Расскажите о самых ярких выступлениях за последнее время.
– 14 апреля 2016 в Валенсии (Испания) прошел концерт, в котором я выступил с Испанским камерным оркестром в одном из лучших залов Европы El Palau de la Musica. Исполняли произведения Вивальди, Листа, Баха, а также прозвучала премьера – музыка для двух фортепиано, солирующего кларнета, детского хора и симфонического оркестра испанского композитора Эреса Бруна. Выступали солисты: Александр Яковлев (фортепиано), Саяна Сангидорж (фортепиано), Раул Травел (кларнет), Ваня Скокович (скрипка). Играть в этом зале очень престижно для любого музыканта, для дирижера, тем более. Зал на полторы тысячи мест был переполнен. Я впервые в жизни дирижировал концертом, когда публика сидела не только сзади, как в обычных залах, к чему я привык за все годы, но еще и спереди, и с обеих сторон. Это было очень непривычно, поскольку я никогда не слежу за своей мимикой во время дирижирования, а здесь пришлось контролировать себя, чтобы не гримасничать. Эмоции, конечно, переполняли – великолепный оркестр, огромный орган, потрясающие солисты. 
Еще одно важное событие – фестиваль фортепианной музыки, проходивший в июне 2016 года тоже в Испании, но в маленьком городке под названием Бенаске. В нем участвовали музыканты из южной Кореи, Китая, Японии, Америки, Болгарии, Сербии. В Бенаске я продирижировал несколько концертов: два концерта Шопена, концерты Бетховена, Моцарта и совершенно удивительное произведение Копланда для кларнета – очень сложное, как для солиста, так и для дирижера.
– Как такой опыт помогает в работе с нашим коллективом?
– Тут дело не в опыте, а в том, что я сегодня позиционирую себя именно как дирижер Национального симфонического оркестра Дагестана. То есть, впервые в истории дагестанской академической музыки дирижер выезжает за пределы России и работает в других странах. Такая практика не то, чтобы помогает мне, она позволяет сравнивать, это интересно для меня. У нас в Дагестане есть огромный потенциал для того, чтобы оркестр вышел на серьезный, может быть, даже европейский уровень. Мы начали активно и много репетировать. После объединения Государственного хора и Симфонического оркестра мы работаем по единому репетиционному графику, времени у нас теперь больше, музыканты не «бегают» с одной репетиции на другую, как раньше. 
– Что уже есть в репертуаре нового дагестанского оркестра, и что еще будет?
– Все, что было исполнено с испанским оркестром, есть и в репертуаре нашего коллектива. Недавно мы исполняли здесь «Времена года» Вивальди. С успехом представили в Махачкале «Реквием» Моцарта. Концерт тогда посетил глава республики Рамазан Абдулатипов. Сейчас у нас необъятный фронт работы, я намерен продирижировать всё, написанное дагестанскими композиторами. Я, как дирижер, обязан это сделать, а как человеку мне это интересно. Публика должна познакомиться с музыкой дагестанских авторов. Наби Дагиров, Готфрид Гасанов, Сергей Агабабов, Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев, Магомед Касумов, Магомед Гусейнов и другие – все это значимые имена для республики, их произведения должны звучать!  
– Как Вы оцениваете потенциал музыкантов Симфонического оркестра Дагестана?
– Я испытываю истинное удовольствие от работы с оркестром – за очень короткое время музыканты достигли очень хорошего уровня. Мы можем исполнять виртуозные произведения, которые ранее в Дагестане не звучали. Это, например, 6-я симфония Чайковского, 40-я симфония Моцарта и т.д. В наших планах – приглашение для участия в совместных концертах лучших пианистов. Думаю, в недалеком будущем мы представим дагестанскому слушателю и 9-ю симфонию Бетховена. Тем более что сегодня, благодаря главе республики Рамазану Гаджимурадовичу Абдулатипову, мы стали обладателями новых, прекрасных инструментов. Ранее мы приобрели литавры, трубы, тромбоны фирмы «Bach» малый барабан и тарелки. Теперь  к ним добавились трубы, валторны, кларнеты – то есть, по сути, мы обновили всю духовую группу. Инструменты привезены из Санкт-Петербурга и Амстердама. Весь наш коллектив бесконечно благодарен и руководителю республики, и министру культуры Дагестана Зареме Бутаевой за понимание наших нужд и помощь. Наше новогоднее выступление прошло уже с этими инструментами – прекрасное звучание!
– Расскажите подробнее об этом концерте. Говорят, что вы планируете перенять опыт Венского оркестра и сделать его традиционным?
– Да, действительно, у истоков проведения новогодних симфонических концертов стоял Венский филармонический оркестр. Мы решили перенять эту традицию и поэтому составили репертуар первого концерта, за редкими исключениями, из музыки Штрауса. 
– Если что-то во время концерта идет не так, вы вините в первую очередь себя или исполнителей?
– После каждого концерта мы анализируем свою работу. В искусстве предела совершенству быть не может. Поэтому, конечно, что-то у нас получается, может, даже лучше, чем на репетициях, а что-то выходит совсем не так, как хотелось бы. Самое главное – это реакция публики. Наша, дагестанская, публика доброжелательна, отзывчива и не скупится на аплодисменты, даже когда музыканты играют не идеально, но это не повод расслабляться.
– Каковы ваши планы на 2017 год?
– Мы уже готовимся к Международному Музыкальному Фестивалю «Порт-Петровские Ассамблеи». Надеюсь, руководство Даггосфилармонии включит нас в программу. Я бы хотел пригласить в республику американского кларнетиста, с которым в Испании исполнял музыку Копланда. Я думаю, что он будет достойным участником фестиваля. Также есть большое желание поездить по республике. Практика показала, что люди, однажды услышав музыку великих композиторов, просто влюбляются в нее. Будем работать. 
– Мы с вами много говорили о музыке и профессии. А каков Валерий Хлебников вне музыки и профессии?
– Много читаю. Перечитываю то, что прочел раньше. Больше всего это Чехов, Достоевский, Толстой. Стараюсь как можно больше узнать новой музыки, которую раньше не знал. Узнать все, к сожалению, невозможно. Сейчас я усиленно занимаюсь изучением английского языка, поскольку у меня предполагается несколько концертов в англоязычных странах, а язык я знаю недостаточно хорошо. Что еще?.. Люблю футбол! Куда же без него (улыбается). Ну и моя профессия дает мне возможность путешествовать, что я тоже очень люблю. 
Фото автора


Вернуться назад