Главная > Литература, № 1 январь 2017 > Бисмиллях
Бисмиллях29-01-2017, 16:45. Разместил: Muhammad |
![]() Мы сидим за длинным столом, уставленным тарелками с пирогами
и мясным бульоном (отказаться от дополнительной порции нельзя, а то хозяйки
обидятся), и ведем неспешный разговор о всякой всячине. Так, должно быть,
трапезничали древние греки – среди вьющихся виноградных лоз и без женщин
(прислуживающие рабыни не в счет). Даже темы у них наверняка были схожие –
холоднее ли мясо, на которое дует ветер, и если да, то почему. Так за сотни лет
неприметно зародилась наука. Описав полный круг, мы вернулись к истокам. Жужжат
насекомые, веет слабый ветерок, и нет науки, лишь ее далекое предчувствие.
Я думаю, что даже среди моих знакомых в Кембридже
удивительно много религиозных людей, и это не мешает им воспринимать
дарвиновскую теорию. Но вслух ничего не говорю. Религия здесь – такая же
молодая, как наука. Имамы лишь недавно стали важнее председателей сельсовета, а
неофит всегда рвется в бой за веру и норовит обращать заблудшие души. Вместо
ответа я встаю из-за стола и иду к умывальнику. Вода здесь чистая и звонкая –
она течет в дом прямо из горного родника.
Уже несколько дней я гощу в большом табасаранском селении. Я
приехал на сезон свадеб – конец августа. Братья, когда-то выросшие в этом доме,
вновь съехались сюда на праздники со своими детьми; и странно мне было видеть
мою московскую знакомую, облаченную в платочек и избегающую всякого общения.
Сельские нравы строгие – из мужчин с девушкой имеют право общаться только
родственники или ее жених, да и тот изредка.
На свадьбах расхождение кавказских и шариатских традиций
было особенно заметно. Первая, умеренно мусульманская, ознаменовалась танцами
до глубокой ночи, на которые собралась вся деревня – от младенцев до старух.
Жених лихо отплясывал с куриной тушкой, а его брат – с бутылкой водки. Такие
подарки традиционно дарит теща, и я подивился мудрости этого старого обычая.
Кто знает, может, если бы тещи повсюду дарили зятьям еду и выпивку, о них бы не
шла такая дурная слава. Но всех заткнули за пояс малые пацаны. Сперва они
танцевали со взрослыми родственницами, а затем сбились в кучку, так что их
долго не могли увести с площадки, чтобы освободить место другим.
Девушки кружились, сжимая в руках купюры, – правила хорошего
тона в Дюбеке требуют от мужчины дать партнерше не менее пятидесяти рублей.
Почти все деньги позже перекочевывают в мешок с подарками молодой паре. Одна из
девушек танцует в футболке с надписью «I love my boyfriend», но, к счастью для
нее, английский здесь мало кто понимает. Неженатые парни, вернувшиеся из армии,
вполголоса делят десятиклассниц – кто к какой первым посылает сватов.
На шариатской свадьбе танцев нет, вместо них – длинный
молебен. Им руководит седобородый деревенский имам. Напевая суры, он не
забывает строгими быстрыми жестами поправлять щеголеватого внука, который
молится у противоположной стены. На середине молитвы всем разливают шербет, и я
успеваю поймать любопытные взгляды из-за двери – там молятся женщины.
– Только представь, журналисты написали, что наш имам похож
на Хоттабыча! – возмущается один из гостей.
Я едва не рассмеялся – что может быть обидного в сравнении с
таким обаятельным персонажем? Тем более – действительно, похож…
Заметив улыбку, гость неодобрительно качает головой:
– Запомни: если ты о нашем селе плохо расскажешь, мы тебя
где угодно найдем. Не спрячешься.
Лишь на следующий день, когда сваты уже выкупили невесту, ее
подружки все же сорвались в безудержный пляс, отбивая ритм на сундуке с
приданым, и был этот танец еще более радостным и жгучим оттого, что все
осознавали его быстротечность. Несколько минут – и невесту выводят из
родительского дома, машины кортежа обливают водой из ведер, а мальчишки,
перегородившие дорогу бревном, требуют выкуп водкой, но получают только
несколько бутылок газировки. Зато все гости после молитвы уходят с пакетами сладостей.
И на свадьбах, и на кладбищах – всюду раздают конфеты.
В дагестанских селах нет ничего выразительнее окон. На улице
может бушевать гулянье, но взглянешь выше – и поневоле засмотришься. Все
поколения собираются там, в глубокой тени за ставнями. Матери семейств с
тяжелыми серьгами и морщинистыми лицами глядят вниз со смесью снисходительности
и ностальгии, молодые женщины показывают младенцам широкий мир, а дети,
подперев кулачками лицо, смотрят завороженно на странных взрослых и их
непонятные игры…
Мальчишки сидят на диване, уставившись в телевизор, который
днем, кажется, вовсе не выключают. В углу примостилась сестренка. Поджав тонкие
коленки, она наблюдает – то ли за действом на экране, то ли за братьями. В
комнату заходит еще один брат, совсем маленький. Он видит, что на диване нет
места, и говорит писклявым важным голосом:
– Уступи место мужчине, женщина!
– А ты мужчина? – ехидно отвечает сестра. – Очень
сомневаюсь.
Но место уступает.
Ближе к вечеру у телевизора собираются мужчины. Всеобщие
рукопожатия – кажется, четвертые за день. Смотрят видео из Мекки – каждый год
миллиардер Сулейман Керимов за свой счет отправляет двух селян, вытащивших
счастливый жребий, на хадж.
Выпуск новостей. В республике убит один из самых влиятельных
шейхов. Террористка – русская, вышедшая замуж за ваххабита. Уже потом я узнал,
что она была актрисой, окончила институт с красным дипломом, а затем играла
главную роль в спектакле Русского театра – Олесю, дочку ведьмы, с позором
изгнанную из церкви и наславшую селянам напоследок жуткий град.
Один из братьев – бизнесмен, владелец необъятных
виноградников на юге России.
– Узнал я недавно, что мой виноград воруют. Знакомые
сообщили, что кто-то на рынке торгует по двадцать рублей – в два раза дешевле,
чем мои точки. Стало быть, украли. А у кого тут красть, как не у меня? Я и
попросил пастухов, чтобы ночью подежурили. В три часа утра звонят – говорят,
поймали. Приехали двое на пятерке «Жигулей», четверть тонны в багажник набили.
В салоне задние кресла сняты, туда еще двести кило бы влезло. Я сказал полицию
вызывать, и сам туда поехал. Смотрю – а это даргинцы. Наши, стало быть, из
Дагестана. «Не губи, брат!» – просят. Как воровали, значит, чужой был, а сейчас
– брат… Я им в ответ: «Дурни, зачем воруете? Нужен виноград – попросите по-человечески».
Сюда же все за ним ездят, мне не жалко. Министры, начальники… Даже батюшка.
Молодой такой. Этот больше всех берет. Только из друзей, кому я рад
по-настоящему, пока ни один не приехал…
Наконец, добрались полицейские. Я говорю – всем даю по
барану. И пастухам, и вам. Извините, что побеспокоил. Те отвечают – не все так
просто. Вызов зарегистрирован, отчитаться надо. Вот и пришлось моим ребятам в
самую горячую пору в райцентр мотаться в рабочее время, объяснения писать. Чтоб
еще раз я с полицией связался, да ни в жизнь! А воров отпустил. И виноград
срезанный разрешил забрать, не пропадать же ему…
– Эй, брат, держи стакан. Водку пить будем! Кто тебе сказал,
что мусульманам нельзя? Это ваши дарвинисты пудрят мозги людям. Пророк запретил
пить вино, вот мы его и не пьем. А про водку он ничего не говорил.
И вновь – древнегреческая трапеза, смены блюд, и
прислужницы, и вода журчит, и так же свободно льются речи.
– Когда я был маленький, то думал, что светское искусство –
это советское. Потом подрос и понял, что светское – это самое что ни есть
антисоветское!
Мать семейства торжественно ставит на стол поднос с пышущими
жаром пирогами-чуду. Взять их невозможно – обжигают пальцы, и мы по очереди
приоткрываем у верхних кусков наружный слой теста, не снимая их с блюда. От
начинки из мяса и мяты валит пар. Кажется, он пьянит сильнее водки, и темы с
каждой минутой становятся все причудливей.
– Знаешь ли ты, сколько будет «много»? Так вот, я открыл,
что «много» – это пять или больше. Только послушай: «один ишак», «два ишака»,
«три ишака», «четыре ишака» и, наконец, «пять ишаков»! Дальше так и будет –
«ишаков», хоть их сотня, хоть целый миллион. Стало быть, «пять» – это уже
много. Потому Аллах и разрешил иметь не больше четырех жен.
Когда желудок наполнен до отказа, приходит очередь чая,
конфет, арбузов и всеобщего умиротворения.
– Фараоны вымерли, когда из Египта ушли евреи. Некому стало
работать. Не повезло беднягам – не было тогда таджиков.
И все хорошо, пока речь не заходит о вере. Братья охотно бы
смирились с присутствием с ними за одним столом христианина или иудея, но я, не
разделяющий ни одной из религий Книги, кажусь им кем-то вроде дарвиновской
обезьяны, и они упорно пытаются сделать из меня человека.
Утомившись от постоянных пиров, иду по дороге – вверх, в горы.
Почти сразу рядом тормозит машина с четырьмя джигитами. Горохом сыплются
вопросы – Кто? Откуда? Где живешь? Словно пароль, называю фамилию приютившей
меня семьи, и джигиты моментально превращаются в воплощенное дружелюбие,
расцветают улыбками и предлагают подвезти. А на горы уже опускается быстрый
закат, и манящие тропки расходятся, словно ветви диких яблонь. Девочка
покормила барашка в загоне, и теперь бежит вниз, к селению. Тоненькое платье
развевается на ветру, в руке – ненужный посох, в ослепительно черных волосах
трепещет синяя лента. И недалеко она совсем, и догнать ее так же невозможно,
как собственную юность…
Светлые выцветшие глаза в сетке морщин. Бабушка смотрит на
меня участливо и чуть настороженно.
– Иностранные языки знаешь? – спрашивает один из братьев.
Я киваю.
– Вот и отлично. Тогда повторяй за мной: «Бисмиллях
ир-рахман ир-рахим…»
Я послушно произношу слова молитвы, и все вокруг улыбаются,
словно я только что сдал сложный экзамен. Я радуюсь, что долгие разговоры о
религии, наконец-то, позади, ведь мне не хочется никого разубеждать и никому
ничего доказывать, даже если бы это и было возможно. Все довольны – и ладно. Я
улыбаюсь им в ответ и старая женщина, протянув руки, благословляет меня на
арабском языке.
Вернуться назад |