
Категория: Политика, №7 июль 2015
Категория: Литература, №6 июнь 2015
С тех пор, как его не стало, я один живу за двоих. Иногда мне кажется, что в день его гибели его душа вошла в мою душу, стала моей душой. Нас всегда было двое, нас и сейчас двое – мой друг и я. Я и мой брат.
После всего, что случилось, я стал больным. Поэтому я не верю себе. Может, его и не было? Может, это очередная конфабуляция, следствие моей контузии, моего помешательства?
Я помню, я всегда знал, что нас двое. В детстве мне смутно грезилось, я с чего-то решил, что у меня есть брат-близнец, но взрослые скрывают его от меня. Может, он живет в соседнем селе или по ту сторону нанесенной на стекло амальгамы, может, теперь он живет только в моих снах.
Категория: Литература, №6 июнь 2015
Жители аула Устарчи – мастера, привыкшие к постоянному сидению за верстаком. Есть заказ – мастер может по 12 часов не разгибать спины. Пришло вдохновение – мастер вернется домой, где бы он ни был, и устремится к верстаку. Приснится орнамент – мастер встанет ночью и попытается его зарисовать либо карандашом на бумаге, либо резцом штихеля на серебре.
Жители аула Устарчи – мастера, любящие и отдыхать и выезжать в дальние страны. Отдыхать весело, ярко и с приключениями. Легкие на подъем, как и в средние века, когда мастера на перекладных добирались до Гишпании и Китая. Говорят, на одном из кораблей Христофора Колумба был устарчинец. Он так и не вернулся обратно, но почему-то и сегодня откуда-то из Перу иногда привозят изделия из серебра, удивительно похожие на старинные творения устарчинцев.
Категория: Литература, №6 июнь 2015
Лес круто обрывался, переходя в отвесные скалы, пожелтевшие под знойными лучами солнца и отшлифованные вековыми разгульными ветрами. На одной из дальних вершин скалы пушистой чабанской папахой восседало молочно-белое облако, за которым, возвышаясь, маячили гребни гор.
Между лесом и скалой с высоты птичьего полета расплавленным серебром низвергалась пенистая вода, разделяясь на три бурных потока, расширяющихся по мере падения, все больше и больше разбрызгиваясь.
Анфиса с замиранием сердца, захватывающим дыханием смотрела на хрустальный водопад, убаюкивающий шум которого отдавался гулким эхом в скале и таял в глухом девственном лесу. Она не видела и не слышала, как Манарша, отрешенно взглянув на водопад, словно на нечто привычное, недовольно сказала:
Категория: Литература, №6 июнь 2015
Мама моя училась в Ленинграде, в железнодорожном техникуме, у меня даже где-то такая карточка – мама стоит на фоне макета паровоза. Мама мне рассказывала, что была очень гордая. Парни за ней ухаживали, но она нос кверху поднимала. И вот влюбилась в одного из однокурсников. Он был то ли застенчивый, то ли еще чего, но никаких шагов не делал навстречу. А ей стыдно было признаваться самой. Понятия были такие, что девчонке в любви признаваться стыдно.
И вот закончилась учеба, его распределили в один город, маму – в другой. Она всю ночь проплакала, даже думала, может быть, пойти в ректорат, попроситься с ним. Но в голове стучала мысль: это непристойно. И вот так он уехал в одну сторону, так и не узнав о ее любви, а она, вся черная от горя, но гордость свою сохранившая, поехала в Махачкалу.
Категория: Культура, Интервью, №6 июнь 2015
В конце прошлого года в зале Кумыкского театра в Махачкале прошел первый и единственный концерт дипломанта международных конкурсов, тенора Али Магомедова. Всех поразило, что в программу вечера были включены не хиты, а малоизвестные произведения. Наш земляк – выпускник Санкт-Петербургской консерватории и Академии молодых певцов Мариинского театра, солист «Геликон-опера».
Прошло более полугода со времени приезда артиста в Дагестан, а критики, да и вообще музыкальная общественность республики, не перестают обсуждать это выступление, отмечать редкий по красоте теноровый голос, мастерство подающего надежды вокалиста и пророчат ему большое будущее.
Категория: Культура, Интервью, №6 июнь 2015
Словари определяют джаз как «оригинальную импровизационную музыку с неровным ритмом и темпом, сочетающую в себе черты европейской и африканской традиций». Слушатели ценят его именно за эту «неровность» и свободную импровизацию, которая тем свободней, чем больше репетиционных часов на нее потрачено.
Биография джазмена, народного артиста Дагестана, художественного руководителя и главного дирижера эстрадно-духового оркестра республики (а до недавнего времени и Государственного симфонического оркестра) Магомеда Абакарова, как хорошая джазовая пьеса – изобилует неожиданными поворотами, расцвечена яркими красками, блестит и переливается, как медные духовые в лучах софитов.
Категория: Культура, №6 июнь 2015
Предтечей предлагаемого текста стал давний и, к сожалению, пока еще не изжитый термин, и надеюсь, что наконец навсегда будет отторгнут в отношении к представителям горскоеврейской общины республики некорректный этноним «таты». Я бы даже сказал, что термин «таты», используемый адресно к представителю моего народа, является издевкой и изощренной формой антисемитизма. То, что этноним унизителен и оскорбителен, подтверждается изысканиями востоковедов и иранистов Г. Асатряна, В. Иванова, М. Оранского, С. Арутюнова, М. Ихилова, И. Семенова, Е. Козубского, Г. Мусахановой и др. Завоевавшие Персию (официальное название Ирана до 1935 г.) кызылбашские тюрки-кочевники называли «татами» все оседлое персоязычное население страны.