Меньше трети медицинских вузов предоставляют студентам индивидуализацию обучения

Образовательные траектории индивидуализированы только в 30% вузов Минздрава. Это объясняется минимизацией издержек и тем, что деятельность врача жестко регламентирована протоколами оказания  медицинской помощи.

Меньше трети медицинских вузов предоставляют студентам индивидуализацию обучения
Фото: sechenov.ru

Меньше трети (30%) медицинских и фармацевтических вузов реализуют индивидуальные образовательные траектории в обучении. Преимущественно это происходит через выбор факультативов, курсов дополнительного профессионального образования и повышения квалификации, показало исследование сотрудников Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ), опубликованное в журнале «Перспективы науки и образования» (имеется в распоряжении «МВ»).

Всего были изучены данные о 46 организациях высшего образования, подведомственных Минздраву.

Причинами такой ситуации авторы считают как стремление к минимизации издержек, так и тот факт, что деятельность врача жестко регламентируется протоколами оказания медицинской помощи, которые дают небольшой люфт для проявления индивидуальности. Это требует от руководителей медицинских и фармацевтических вузов соблюдения баланса между «высоким качеством профессионального образования обучающегося по медицинским специальностям и индивидуализацией образовательных процессов».

Целью исследования заявлена идентификация элементов субъектно-ориентированной образовательной среды в высшем мед- и фармобразовании, направленных на индивидуализацию образовательных траекторий. Актуальность темы обусловлена тем, что «современный трудовой рынок требует от выпускников гибкости и адаптивности, умения работать в команде наряду с реализацией лидерского потенциала, способности переключаться с одного проекта на другой».

Мало распространена репрезентация индивидуализации образования в медицинском и фармацевтическом высшем образовании через выбор обучающимся места практики и непосредственно наставника, а также выбор формата и организации для стажировки (6,5%), хотя возможности академической мобильности обозначены на сайтах всех вузов. Аналогичная статистика по индивидуализации образовательной траектории при формировании педагогических кадров для высшего медицинского и фармацевтического образования — она крайне мала (6,5%).

«В медицинском и фармацевтическом высшем образовании имеются жесткие стандарты относительно тех профессиональных компетенций, которыми должен обладать специалист. Это выливается в низкую репрезентацию содержательной дифференциации дисциплин. Тем не менее данное направление индивидуализации представлено у всех вузов в рамках социально-гуманитарного цикла в большей или меньшей степени», — отмечают авторы работы. В большей степени индивидуализация доступна в рамках применения дистанционных образовательных технологий и при использовании элементов симуляционного обучения, VR- и AR-технологий.

Ранее Минздрав поручил ректорам провести мониторинг причин отчисления обучающихся и оценить «целесообразность введения обязательного дополнительного вступительного испытания профильной направленности для поступающих на обучение по программам специалитета, чтобы принимать на обучение наиболее подготовленных абитуриентов». Также от них ждут предложения по популяризации маловостребованных у студентов специальностей ординатуры.

Источник: medvestnik.ru